Негосударственная поддержка социально-культурной сферы
Страница 38

• создают постоянные локальные источники финансирования социальных проектов и программ, которые аккумулируются из различных источников;

• задают систему прозрачного финансирования социально значимых видов деятельности;

• устраняют питательную среду для «профессиональных просителей», вымогающих социальную помощь, — с одной стороны, и коррупции — с другой;

• содействуют развитию местных инициатив, росту социальной активности;

• облегчают бизнесу планирование и осуществление спонсорской и благотворительной деятельности;

• обеспечивают переход от отношений «проситель-дающий» к полноценному социальному партнерству. Формами социального партнерства являются:

• информационные обмены;

• благотворительные акции;

• организационная поддержка: оплата, консультирование, предоставление оборудования, помещений;

• государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;

• гранты, финансируемые на конкурсной основе;

• совместные проекты.

Некоммерческие организации как профессионально-коллегиальные партнерские отношения в добровольных ассоциациях, союзах, творческих союзах, клубах и т. д. создают дополнительные возможности социальных контактов, личностной и групповой идентификации, самореализации, политического и личностного влияния. Будучи основанными на отношениях дружбы, доверия, взаимной приязни, они создают ответственные сообщества — менее формализованные и иерархичные, чем государственные или коммерческие структуры.

По мнению ряда авторитетных специалистов по менеджменту (П. Друкер, А. Якимец), в XXI в. сектор роста развитого общества связан отнюдь не с коммерческой сферой (бизнесом). Уже в XX в. в развитых странах бизнесе как сфере деловой активности участвовало на порядки меньше трудоспособного населения, чем 100 лет назад. А еще ранее практически все зарабатывали себе на жизнь сами (земледелием, охотой, собирательством). В XX в. сектор роста оказался связанным с некоммерческой деятельностью: государственный сектор, здравоохранение, образование, культура.

Не стоит забывать, что начало практического применения теории менеджмента началось именно с некоммерческой деятельности — в общественных организациях и государственных органах. Ф. Ч. Тейлор в своем докладе на конференции 1912 г. в качестве примера использования «научного менеджмента» приводил не предприятия, а клинику Мейо. Более того, первым осознанным и целенаправленным применением тейлоровских принципов менеджмента стала реорганизация армии США при Т. Рузвельте в 1901 г., а самое известное применение НОТ Тейлора — тоже некоммерческая сфера — Уотертаунский арсенал армии США, т. е. госучреждение. Даже первая должность, соответствующая термину «менеджер» в современном понимании тоже появилась не в бизнесе: это был «управляющий городом» — американское новшество начала XX в. Первый конгресс по менеджменту (Прага, 1922 г.) организовали не бизнесмены, а министр торговли США Г. К. Гувер и историк — президент Чехословакии Т. Масарик.

Некоммерческие организации в России могут существовать в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), государственной корпорации, общественной организации и др.

Учреждение. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры. Особенность учреждения состоит в том, что оно не является собственником своего имущества и владеет им на праве оперативного управления. Собственником имущества выступает учредитель (государство, профсоюзы и т. д.), который контролирует сохранность переданного учреждению имущества. Учреждение не имеет права совершать какие-либо операции с данным имуществом без согласования с собственником. Учредитель в свою очередь обязан в полном или частичном объеме финансировать деятельность учреждения (государственные учреждения культуры финансируются из соответствующих бюджетов). Кроме того, учредитель несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения (в случае неуплаты долгов, кредиторы имеют право предъявить счета учредителю учреждения).

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Смотрите также

Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...

Управление и менеджмент
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них ...

Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими и организационными проблемами столкнуться ме ...