Культура менеджмента. Культура организации как системаМенеджмент в сфере культуры / Менеджмент в сфере культуры / Управление персоналом / Культура менеджмента. Культура организации как системаСтраница 10
Сегодня для руководителей фирм лояльность сотрудников является актуальной проблемой. На лояльности персонала сказывается целый ряд факторов, которые, на наш взгляд, аккумулируются прежде всего в корпоративной культуре фирмы, которая не может быть привнесена в нее (фирму) извне, а рождается в ее недрах, ее руководителем, в его команде.
Корпоративная культура это прежде всего — нормы и ценности. Под ценностями понимаются свойства тех или иных процессов и явлений, обладающих эмоциональной привлекательностью для большинства членов организации. Это позволяет им служить образцами, ориентирами, мерилом поведения. Согласно исследованиям, проводимым в западных фирмах, сегодня все меньшую роль играют такие ценности, как дисциплина, послушание, власть, и всё большее — коллективизм, ориентация на потребителя, творчество, умение идти на компромисс. Совокупность ключевых ценностей образует философию организации. Она отвечает на вопрос, что является самым важным для фирмы, отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, главные направления деятельности, создает основу выработки подходов к управлению, формирует общие универсальные правила поведения. Ценности и нормы могут быть как писанные (осознанные, отрефлектированные), так и неписанные, складывающиеся в практической деятельности как проявление ориентаций руководства и других лидеров мнения.
В этом плане организация предстает своеобразным «племенем» со своей культурой и нравами. Ее всерьез и по большому счету можно рассматривать с этнографической точки зрения со всеми вытекающими последствиями: это означает, что к компании применимы все характеристики любой «племенной» культуры.
Прежде всего, как и у любого племени, у компании имеются своя геральдика и символика, о чем уже говорилось при рассмотрении фирменного стиля.
Корпоративная культура вырабатывает довольно развитую мифологию. Подобно тому как у любого племени есть свои отцы-основатели, от которых «есть пошли наш народ и наша земля», аналогичные персонажи имеются в любой компании. Ими могут гордиться, их можно стыдливо замалчивать, но они всегда, подобно тени отца Гамлета, явно или не явно присутствуют в истории фирмы и сознании ее работников.
Видное место в мифологии фирмы занимают герои. Как у любого народа есть герои-жертвы («victims»), «чьей кровью полита наша святая земля», так и в любой компании имеются менеджеры и рядовые работники, которые принесли ей набольший успех или пожертвовали личными интересами, а может и здоровьем и даже жизнью ради процветания фирмы или спасения других людей. Это могут быть и герои типа «кем был и кем стал» — пришел человек курьером, а вырос в заместителя председателя правления, а также работники, добившиеся наибольших успехов на том или ином временном отрезке: год, месяц, неделя, день. Кроме того, в мифологии фирмы активно представлены другие типовые персонажи: «герой-новатор», «герой-экспериментатор», «герой-отдающий-все-свое-свободное-время-фирме». Такие герои задают возможные образцы поведения, ориентиры для других, нормы достижения.
Содержательная часть мифологии фирмы существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют в фирме. На любой фирме обязательно складываются свои легенды. Имеются даже обязательные сюжеты, изустно передающиеся в коллективе. Обычно они связаны с руководством фирмы, призваны в наглядной, живой и образной форме довести до членов коллектива ценности и нормы компании. Например, сюжеты типа «Как рядовой сотрудник дорос до .», «Как и за что у нас увольняют», «Наш шеф тоже человек» (со своими слабостями и ничто человеческое ему не чуждо), «Как у нас умеют прощать», «Какие у нас бывали ЧН» и т. п.
В любой компании складывается свой «фольклор» в виде шуток, словечек, поговорок, а то и развитого жаргона (сленга), не понятного внешним наблюдателям.
Смотрите также
Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...
Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в
среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том
случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда я ...
Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация
компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно
в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...