Социально-психологические методы
Общая теория менеджмента / Методы менеджмента / Социально-психологические методы
Страница 6

• высокоморальное - провозглашающее человеческую добродетель, соблюдение только высоких принципов поведения (честность, порядочность, бескорыстие, щедрость, мудрость, искренность и др.). Во всех государствах носителями высокой морали считаются свя-шеннослужители, интеллигенция, аристократия;

• нормальное - построенное на выполнении принципов общественной морали, допускающее отклонения и недостатки («слаб человек»), признающее диалектическое единство добра и зла, власти и денег. В зоне нормального поведения находится большая часть общества и трудового коллектива;

• аморальное поведение свойственно людям, постоянно нарушающим моральный кодекс общества. Личные интересы, мотивы и потребности люди данного типа ставят выше сложившихся норм в социальной группе, они не чувствуют угрызений совести при нарушении закона и религиозных заповедей. Аморальное поведение свойственно отсталой части трудового коллектива (иьяницам, бездельникам, прогульщикам), которые со временем переходят в преступную среду или пополняют ряды «бомжей»;

• «дьявольское» - т.е. абсолютно аморальное, противоправное и противоречащее закону. Оно исключает соблюдение общественной морали, противосгоиг «ангельскому» поведению. В религии хорошо описаны образы дьявола (сатаны и черта). Такое поведение демонстрируют некоторые представители преступного мира (убийцы, насильники).

Чувства - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Чувства связаны с представлением о конкретном или обобщенном объекте. Они отражают нравсгвенные переживания человеком его реальных отношений с окружающей средой в виде эмоций. Различают такие виды чувств, как:

• нравственные, возникающие в результате отражения человеком его взаимоотношений с другими людьми и соблюдения моральных норм;

• эстетические, возникающее при созерцании прекрасного, восприятии произведений искусства;

• патриотические, отражающие принадлежность к национальности, конкретному государству, любовь к Родине и т.п.;

• интеллектуальные, отражающие степень познания истинах, мыслительные способности, жажду новых открытий.

По степени проявления чувств выделяют эмоциональные состояния:

• умиротворение - состояние полного эмоционального покоя, удовлетворения и успокоения;

• причастность - состояние непосредственного отношения к конкретному внутреннему состоянию другого человека или к результатам совместного труда;

• переживание - состояние беспокойства, страдание из-за чего-то, волнение в связи с ожиданием встречи, трудной беседы, состязания, драки и др.;

• угроза - запугивание, желание причинить кому-то зло, вред, учинить расправу. Всегда приводит к накоплению негативных эмоций;

• ужас - чувство сильного страха, доходящее до подавленности и оцепенения.

Эмоции - конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния. Психологи различают несколько тысяч различных проявлений эмоций. В зависимости от реакции эмоции могут быть:

• положительные - радость, удивление, удовольствие, похвала, благодарность и др.;

• отрицательные - гнев, злость, раздражение, зависть, обида, печаль, досада и др.;

• амбивалентные - противоречивые эмоции, как с положигель-ной, так и с отрицательной окраской: ревность, соперничество и др.

Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и отдельные личности. Искусство менеджмента заключается в дозированном и дифференцированном применении позитивного воздействия и нейтрализации негативного (см. табл. 4.1.).

Таблица 4.1.

Позитивное и негативное воздействие социально-психологических методов менеджмента на стратегию и тактику развития организации Таблица 4.1.(окончание)

Таблица 4.1.(окончание) Существуют различные точки зрения на классификацию методов менеджмента. В соответствии

Существуют различные точки зрения на классификацию методов менеджмента. В соответствии с одной из классификаций все методы менеджмента распределены на следующие три группы:

1. Интуитивные методы, применение которых становится возможным благодаря накопленному менеджером опыту и знаниям в конкретной области деятельности организации, что позволяет принимать решения без аргументированных доказательств, на основе внутренней интуиции.

2. Методы «здравого смысла», посгроенные на логических суждениях, последовательных доказательствах, которые опираются на практический опыг.

3. Методы научно-технического подхода, которые предполагают выбор оптимального решения из вариантов, рассчитанных посред-сгвом использования значительных информационных массивов, что неизбежно связано с применением современных компьютерных технологий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Mалый бизнес
Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого. Те функции, которые вы­полняют малые предприятия в рыночной эко ...

Проблемы российского бизнеса и способы их решения
Существует определенный набор проблем, с которыми рано или поздно сталкивается любой владелец бизнеса. Подбор кадров, организация управления, контроль работников – вот только некоторые из них. Сущ ...

Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими и организационными проблемами столкнуться ме ...