Социально-психологические методыОбщая теория менеджмента / Методы менеджмента / Социально-психологические методыСтраница 1
Часто убеждением можно сделать больше, чем насилием.
Эзоп.
Социально-психологические методы - это способы исследования, целью которых является изучение социального развития, прежде всего связей людей, отношений между ними и социальными общностями в их социальной деятельности, специфических психологических особенностей человеческого характера, социокультурных условий, своеобразия образа жизни, охраны здоровья населения, окружающей средах и многого другого. Благоустройство могил услуги по уходу за захоронением gravlov.com.
Классификация социально-психологических методов (см. рис. 4.5.):
Рис. 4.5. Схема классификации социально-психологических методов менеджмента
Существует много и других социально-психологических методов менеджмента, например:
1. Анкетирование - это сбор сведений посредством опросных листов, инструмента получения первичной информации, способа пространственной организации текста, при котором постоянная информация дана в виде перечня вопросов к тому, кто заполняет опросные листах.
2. Беседа - обмен мнениями.
3. Гомеостатические модели - модели человека, имитирующие его способность поддерживать определенные характеристики, например, давление, температуру, содержание сахара в крови в физиологически допустимых пределах, то есть способность приспосабливаться к условиям окружающей средах.
4. Психологические игры - создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них оптимальных психологических решений.
5. Деловые игры - моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений.
6. Ролевые игры - действия в определенной роли с целью решения конкретных задач. Например, Генри Минцберг описывает десять управленческих ролей, объединяя их в три блока: межличностные, информационные и связанные с принятием решений.
7. Модульная методика оценки взаимоотношений - мера, даваемая какому-либо важному коэффициенту или величине.
8. Пространственная социометрия - совокупность приемов, направленных на получение и анализ количественной информации о структуре, территориальном расположении и функционировании небольших формальных и неформальных групп организации.
9. Ретроспективный анализ - комплекс методов обработки многомерной системы данных наблюдений прошлого, характеризующийся многими признаками; помогает в формировании решений о наличии тех или иных закономерностей в изучаемой системе. Анализ наряду с синтезом имеет большое значение в научном познании различных аспектов менеджмента.
10. Социально-психологические эксперименты, например, хо-торнские социолога Элтона Мэйо на заводе «Вестерн электрик». В результате этих экспериментов пересмотрели роль человеческого фактора в производстве, приоритет стали отдавать психологическим и социально-психологическим аспектам поведения трудящихся. Наряду с этим было открыто явление неформальной группы в организации, которое объясняло многие стороны сложной социальной жизни персонала организации; эти эксперименты сыграли существенную роль в развитии менеджмента.
11. Опрос - один из способов получения информации в процессе беседы. При опросе сведения о каждом человеке записываются со слов опрашиваемого. Например, на основе опроса заполняются, в частности, бланки переписей и обследований населения.
12. Тест - задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения способностей, волевых качеств и других психологических характеристик человека; вопросник, распространяемый как материал, используемый для конкретных социологических исследований. Например, тест Тейлора, тест Спилберга-Ханина, тест Айзенка, тест Ассингера, тест Леонгарда.
13. Эмпирические методы исследования проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмов психологического заряжения и внушения - посредством анализа исторических документов и статистических данных, например, применяемые французским основоположником социальной психологии Г. Тардом. Он объяснял общественные процессы действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения, внес большой вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах, широко используемых в менеджменте.
14. Психоанализ - признание значения в жизни человека бессознательного, т.е. того, что находится за пределами рационального мышления и воли человека - разработанный авсгрийским психиатором
15. Зигмундом Фрейдом. В последующих разработках психоаналитической школы идеи Фрейда применяются для характеристики эмоциональных отношений в организации.
Основоположники современного менеджмента, социологии и психологии, а также специалисты управленческой практики много внимания уделяют социально-психологическим методам менеджмента. Ими разработаны различные схемы, таблицы, характеристики. Рассмотрим некоторые из них (рис. 4.6., табл. 4.1.).
Смотрите также
Пути дальнейшего
развития малого бизнеса в республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что малый
бизнес, и особенно современное, во всех странах формируется и развивается при
действенном участии государства, его регулировании и поддержке.
Государственное р ...
Cтруктура предприятия
Моя
организация – малая , частная , строительная фирма “ЭОЛ-М”
организованная в 1995 году группой частных лиц , которые решили отделиться от
более крупной государственной организации . ...
Управление и менеджмент
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них ...