Развитие малого
бизнеса в Республике Беларусь на современном этапеМенеджмент и управление / Mалый бизнес / Особенности развития малого бизнеса в
республике Беларусь / Развитие малого
бизнеса в Республике Беларусь на современном этапеСтраница 1
За последние десять лет в секторе предпринимательства Республики Беларусь произошли значительные изменения в количественном и качественном составе хозяйствующих субъектов, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
Знание тенденций развития предпринимательства в Республике Беларусь имеет существенное значение для прогнозирования и проведения экономической политики.
В формировании предпринимательства Республики Беларусь выделяются два этапа. Первый - 1991-1996 гг. - отмечен быстрым ростом субъектов, количества занятых в этой сфере экономики, вкладом в ВВП и бюджет при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Второй этап, начавшийся после 1996 г., ознаменован переходом к жесткому государственному регулированию и тотальному контролю деятельности. Он характеризуется сокращением числа предпринимательских структур, снижением объемов внутренних и внешних инвестиций, сокращением числа занятых, а также доли поступлений в доход бюджета. Некоторое оживление в экономике малого предпринимательства наметилось в 2002- 2005 гг. [18, с. 23].
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, за это время произошло увеличение числа малых предприятий на 11,5 %, индивидуальных предпринимателей - на 4,4 %, численности занятых - на 14,8 %. За два последних года стабилизировалось финансовое состояние предприятий, увеличилась прибыль, заработная плата [21, с. 83].
Большинство предприятий частного сектора - малые. К началу 2007 г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8 %. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2007 г. 42,9 %, среди предприятий промышленности 22 % малых, среди строительных предприятий - 11,8 %, среди транспортных предприятий - 5,3 %. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2005 г. составила 308 тыс. человек. 37,9 % от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7 % - на предприятиях торговли и общественного питания [23].
Необходимо отметить одну из тенденций, которая отличает Беларусь от других стран: при сокращении числа малых предприятий в абсолютном и относительном измерении увеличивается количество государственных МП. Так, по 2006 г. количество частных МП сократилось на 1,4 тыс. и составило 25,4 тыс. предприятий, тогда как число государственных МП за этот же период несколько увеличилось и составило более 2,2 тыс. [19, с. 556]. Одним из объяснений роста государственных МП может служить предположение, что ведомственная принадлежность значительно упрощает лоббирование интересов и снижает издержки на ведение бизнеса.
По итогам 2006 г. удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого предпринимательства составил 13 % от занятых в экономике. На долю малых предприятий приходилось 8,4 % от общего объема промышленной продукции, 9,2 % розничного товарооборота, 26,1 % внешнеторгового оборота, в том числе 18,2 экспорта товаров. В объеме валового внутреннего продукта удельный вес МП в 2006 г. составил 8,3 %.
Средняя численность работающих на малом предприятии составляет 13-14 чел., основное их количество приходится на промышленное производство, торговлю, общественное питание, строительство. В 2004-2006 гг. наиболее интенсивно увеличилась численность занятых в производственных отраслях – промышленности, транспорте и строительстве.
Можно также отметить и небольшой рост всех этих показателей в динамике (табл. 2).
Смотрите также
Cтруктура предприятия
Моя
организация – малая , частная , строительная фирма “ЭОЛ-М”
организованная в 1995 году группой частных лиц , которые решили отделиться от
более крупной государственной организации . ...
Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос
о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное
внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...
Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного
окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней
среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При
этом важно п ...