Методы анализа эффективностиМенеджмент в сфере культуры / Менеджмент в сфере культуры / Эффективность менеджмента в сфере культуры / Методы анализа эффективностиСтраница 3
Нетривиальную в методическом плане проблему представляет вопрос о возможности сравнения итогов работы различных структурных подразделении или разнородных фирм, входящих в объединение, или разнотипных учреждений, работающих в одном регионе. Необходимость такого сравнения и ранжирования по его итогам возникает довольно часто (для распределения средств, льгот, поощрений руководителям и работникам и т. п.). Обычно главную трудность такого сравнения видят в поиске «общего знаменателя» в деятельности совершенно разнородных структур, имеющих разные цели и функции.
Однако существует методика сравнения (разработанная в 1984 г. Л. Э. Зелениной и Г. Л. Тульчинским), не предполагающая введения специальных сложных расчетных показателей, позволяющих сравнивать друг с другом различные организации и учреждения вне зависимости от их типа, вида, категории и ведомственной принадлежности (например, библиотеку, музей, клуб, парк культуры и отдыха, книжный магазин, учебное заведение и т. д.). При этом важно, что в основе сравнения лежат показатели результатов работы, специфичные для каждого вида учреждений.
Описать методику удобнее всего на примере технологии сравнения итогов работы учреждений культуры в региональном масштабе, хотя технология сравнения легко и просто «опрокидывается» на уровень отдельной фирмы (сравнение итогов работы творческих, хозяйственных, научных, маркетинговых и прочих служб и подразделений).
Сравнение осуществляется в несколько этапов. На первом этапе учреждения (подразделения) группируются по однотипной деятельности. В нашем примере это будут группы музейных, библиотечных, клубных, парковых, концертно-зрелищных и учебных организаций и учреждений.
Затем, на втором этапе показатели работы для каждой группы учреждений (подразделений) формируются по трем направлениям: 1) показатели объема работы; 2) показатели качества работы; 3) показатели эффективности работы. Показатели выбираются в соответствии со следующими требованиями:
• они должны учитывать специфику деятельности учреждений данной группы;
• они должны быть легко проверяемы с помощью данных учета;
• они должны быть существенными с точки зрения целей инстанции, производящей сравнение (иначе говоря, набор показателей выбирается исходя из состояния системы управления, наиболее важных аспектов работы на данный момент и т. д. — в этом плане методика является гибкой и дает менеджерам возможность маневра). Количество показателей в каждой из трех групп показателей (у каждого типа учреждений) может быть произвольным — главное, чтобы они были важны для целей сравнения и менеджмента в целом.
Примерный вариант распределения показателей содержится в таблицах 26-30.
Таблица 26 Примерные базовые показатели по группе музейных учреждений
№ |
Показатели |
Значение показателя |
Базовое количество баллов |
Фактическое | ||
План |
Факт |
% |
количество баллов | |||
1. |
Показатели объема работы |
(50) | ||||
□ количество экскурсий, лекций для населения |
10 | |||||
□ количество выставок, организованных в музее |
10 | |||||
□ количество выставок вне музея |
10 | |||||
□ количество районных акций, в которых участвовал музей |
20 | |||||
2. |
Показатели качества работы |
(50) | ||||
□ количество постоянных лекториев |
20 | |||||
□ количество новых форм работы |
20 | |||||
□ отсутствие зафиксированных жалоб |
10 | |||||
3. |
Показатели эффективности |
(50) | ||||
□ выполнение финансового плана |
20 | |||||
□ доля самоокупаемости |
30 | |||||
Итого: 150 |
Итого: |
Смотрите также
Анализ макроокружения и его
классификация
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней
среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера,
применительного к отдельно взятой организации. ...
Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация
компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно
в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...
Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций.
Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки
рекламных кампаний, мероприятий по про ...