Методы анализа эффективностиМенеджмент в сфере культуры / Менеджмент в сфере культуры / Эффективность менеджмента в сфере культуры / Методы анализа эффективностиСтраница 12
Общие доходы от торговой деятельности в российских музеях также в несколько раз ниже аналогичных показателей зарубежных музеев. Доходы от торговой деятельности Метрополитен-музея в 1999 г. составили 36,3 млн. долларов США, что в 4,5 раз выше подобных поступлений Эрмитажа, достигших в 1999 г. 8 млн. долларов США (см. табл. 32). Низкий уровень доходов от торговой деятельности в российских музеях связан с тем, что в большинстве случаев покупателями сувенирной, печатной и прочей продукции в российских музеях выступают иностранные посетители. Покупательная способность российских граждан, составляющих большую часть посетителей, остается крайне низкой.
Используя два ранее рассмотренных показателя, можно обосновать сложившийся уровень торговых доходов музеев. Так, высокий уровень доходов от торговой деятельности в Метрополитен-музее обусловлен экстенсивным фактором — большим объемом торговых площадей, а не интенсивным фактором — процессом превращения посетителей
в покупателей, что свидетельствует об относительно низкой эффективности организации торговой деятельности музея. Напротив, Музей современного искусства, обладая максимальным уровнем торговых доходов на одного посетителя среди исследуемых музеев, при торговой площади в 7,5 раза меньше, чем в Метрополитен-музее, выигрывает за счет высокой эффективности процесса превращения посетителей в покупателей. Коэффициент торговых доходов на одного посетителя следует применять совместно с показателями соотношения покупателей и посетителей и относительной численности посетителей.
В целом, полная оценка торговой деятельности в музее требует использования системного подхода, базирующегося на трех показателях — коэффициентах соотношения покупателей и посетителей, численности посетителей на единицу торговой площади и показателе торговых доходов на одного посетителя.
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
В силу того, что основной целью деятельности многих организаций культуры является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка инвестиционных проектов организаций культуры носит ярко выраженную специфику.
Процедура оценки инвестиционных проектов организации культуры имеет две составляющие: экономическую и социальную. Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от реализации проекта, а социальная составляющая — на оценке социальных результатов от выполнения проекта.
Анализ экономических результатов инвестиционных проектов организации культуры базируется на тех же показателях, что и для коммерческих предприятий. Это коэффициенты простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период окупаемости вложенных средств, показатель внутренней нормы прибыли.
К показателям оценки социальных результатов инвестиционных проектов относятся коэффициент социальной рентабельности, показатель чистой приведенной социальной стоимости, индекс социальной доходности, коэффициент внутренней нормы социальной доходности.
При оценке инвестиционных проектов организации культуры наиболее привлекательными являются проекты с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в большинстве случаев проекты с высокими значениями социальной рентабельности являются экономически убыточными проектами. При этом важно, чтобы социальная рентабельность проекта компенсировала финансовую нерентабельность проекта, т. е. сумма экономической и социальной рентабельности была выше нуля. Для подобной оценки целесообразно использовать показатель общей рентабельности проекта TR (или общей нормы доходности ). Он рассчитывается следующим образом:
Смотрите также
Учет, отчетность и контроль
Учет, отчетность и контроль
являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с
характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет — это
характеристика итогов деятельнос ...
Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей
потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не
удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...
Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...