Определение фандрейзинга
Страница 5

В зарубежной благотворительной практике можно выделить еще одно отличие, не характерное для российского опыта. Членские взносы в общественных организациях не являются целевыми, как вклады в благотворительные фонды. Другими словами, члены не определяют направления расходования своих взносов в отличие от вкладчиков благотворительных фондов.

Рассмотренные особенности функционирования благотворительной общественной организации и фонда свидетельствуют об их принципиальных отличиях, которые важно учитывать при выборе организационно-правовой формы деятельности благотворительной организации в сфере культуры.

Различные формы существования благотворительных организаций при учреждениях культуры позволяют выделить шесть моделей функционирования благотворительных организаций при учреждениях культуры.

1. Простая внутренняя модель. Особенностями внутренней модели является то, что общественная организация или фонд не являются самостоятельными юридическими лицами, а представляют структурные подразделения учреждения культуры. Согласно Закону РФ «Об общественных объединениях», общественная организация и фонд вправе не регистрироваться в органах юстиции и, следовательно, не приобретать прав юридического лица. Использование внутренней модели рекомендуется на начальном этапе фандрейзинга, а также при его небольших масштабах.

Интересно отметить, что впервые внутренняя модель появилась в России еще до принятия закона «Об общественных объединениях» и была связана с Павловским музеем. При музее в 1980-е гг. действовало благотворительное общество под названием «Друзья Павловска». Однако общество представляло собой не постоянное внутреннее подразделение музея, а некую временную структуру, созданную исключительно для реализации проекта реконструкции дворцового ансамбля. По масштабам деятельности Павловское общество ничуть не уступало, а в ряде случаев и превосходило современные организации. Среди Друзей Дворца насчитывалось более двухсот пятидесяти иностранных членов.

Па сегодняшний день в России примерами внутренней модели являются Клубы Друзей Русского Музея, Третьяковской Галереи, Московского Художественного Академического Театра (МХАТа), а за рубежом — Общество Друзей Метрополитен Музея, Британского Музея и др.

Модели благотворительных организаций при учреждениях культуры

Модели

Характеристики

1.

Простая внутренняя модель

Общественное объединение не является самостоятельным юридическим лицом, а представляет структурное подразделение учреждения культуры. Рекомендуется на начальном этапе организации FR и при его небольших масштабах (Клубы Друзей Русского Музея, Третьяковской Галереи, Московского Художественного Академического Театра (МХАТа))

2.

Сложная внутренняя модель

Несколько общественных объединений действуют в рамках структурных подразделений одного учреждения культуры. Рекомендуется для расширения FR при его небольших масштабах (Клубы Государственного Эрмитажа, Лига Друзей Свердловской Филармонии)

3.

Простая внешняя модель

Благотворительный фонд или общественная организация действуют как самостоятельные юридические лица и рассматривают уставной целью поддержку конкретного учреждения культуры (их задачи: сбор финансовых средств, организация мероприятий). Позволяет усовершенствовать FR при реализации крупных проектов (Фонд Развития Большого Театра, Благотворительный Фонд Большого Драматического Театра им. Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге)

4.

Сложная внешняя модель

Разветвленная сеть благотворительных фондов и общественных организаций при учреждении культуры (иногда с выделением координационного центра). Позволяет усовершенствовать FR при достаточно больших масштабах привлечения финансовых средств (сеть зарубежных Обществ Друзей Мариинского Театра, Государственного Эрмитажа)

5.

Автономная модель

Благотворительный фонд или общественная организация функционируют автономно от какого-либо учреждения культуры, но при этом оказывают финансовую поддержку ограниченному числу учреждений культуры. Фонд самостоятелен в принятии управленческих решений, но вынужден принимать во внимание замечания представителей финансируемых им учреждений культуры, входящих в исполнительную дирекцию Фонда. Позволяет усовершенствовать FR сразу нескольких учреждений культуры, которые имеют тесные партнерские отношения (Международный Благотворительный Строгановский Фонд)

6.

Независимая модель

Фонд или общественная организация, как самостоятельные юридические лица, оказывают поддержку неограниченному числу учреждений культуры, отвечающих установленным требованиям, и являются полностью независимыми в принятии управленческих решений. Рекомендуется применять с целью реализации регулярных крупных проектов, в которых задействовано большое число участников (Благотворительный Фонд «Симфонический оркестр»)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
Кем и как создаются организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных процессов? Очевидно, что существенную роль в этом играют усилия государства. Чем более зрелыми и ...

Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...

Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...