Методы планированияМенеджмент в сфере культуры / Менеджмент в сфере культуры / Технология планирования в сфере культуры / Методы планированияСтраница 4
В случае классификации могут быть проведены различные дифференциации потребителей: географические (региональные — по районам, микрорайонам, домам, населенным пунктам, областям, странам и т. п.); поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение); психологические (по темпераменту, характеру и т. д.); возрастные, образовательные, этнические; по интенсивности потребления и т. д. Такая сегментация может проводиться по самым различным основаниям. Выбор зависит от целей и конкретного товара (услуг). В одном случае это социально-экономические особенности региона, численность и плотность населения. В другом — возраст, образование, пол, семейное положение, уровень достатка, национальность, вероисповедание и конфессиональная принадлежность, профессия и т. д. В третьем — образ и стиль жизни, субкультуры и т. д. Кроме того, классификационная установка соответствует, скорее, теоретическим (социологическим, педагогическим и т. п.) требованиям, но не требованиям практического менеджмента. Так, развивавшийся в методике КПР «дифференцированный подход» к аудитории предполагал ряд социально-демографических классификаций: по роду занятий, по профессии, по возрасту и т. п. Но эти важные для социолога классификации не срабатывали в сфере свободного времени, поскольку предполагалось и в ней относиться к человеку как молодому рабочему, полеводу, животноводу, ИТР и т. д.
Простая классификация является массовидной и безличной «инвентаризацией» потребителей, которые как бы раскладываются по классификационным ячейкам, взятым отдельно и изолированно. В этом плане более плодотворным является применение типологии, отличие которой от классификации состоит в рассмотрении признаков не в отдельности, а в органическом единстве и целостности, выраженной в типе или наборе типов потребителей. Примером такой типологии может служить типология читателей библиотеки. Подобная типология для других учреждений культуры может быть построена в несколько этапов. Па первом этапе потребители делятся в зависимости от интенсивности посещения учреждения, например, на потребителей постоянных, эпизодических и случайных. Затем определяется, на какие виды культурной деятельности (массовую, групповую или индивидуальную, информационную или активную творческую, по жанрам и видам искусства и т. п.) ориентируются представители каждой из групп. И наконец, на последнем этапе каждой из полученных подгрупп дается социально-демографическая характеристика (по полу, возрасту, роду занятий, профессии и т. п.). В результате такой типологии получается как бы «фоторобот» типичных потребителей, и уже из таких описаний легко и просто формулируются цели работы с ними.
В основу аналитики может быть положена и простая группировка потребителей (сегментация рынка).
Каждой из полученных в конечном счете групп или типов может быть дана характеристика, которая должна давать ответы, как минимум, на следующие вопросы:
• В чем главный дискомфорт данных потребителей?
• Каковы их возможности, прежде всего в плане платежеспособности (их самих или социальных сил их поддержки и защиты)?
• На какие виды культурной деятельности они ориентируются?
• Каковы их уровень образования и социально-демографические характеристики?
• Сколько потребителей насчитывает данная группа? Затем, исходя из характеристики, формулируются цели
работы. Пример целевой проработки плана приводится в таблице 11. Цели могут быть «воспитательными» и «коммерческими». В первом случае цели указывают на содержание и формы работы.
Таблица 11 Пример целевой проработки фрагмента плана
Категория, группы |
Молодые рабочие |
Характеристика |
В основном — молодежь, окончившая средние специальные учебные заведения и прошедшая службу в армии. Иногда проявляется неустоявшееся мировоззрение, низкий уровень личной культуры, безответственность. Нередки проблемы адаптации к жизни в мегаполисе |
Цели работы |
Условия для самообразования, знакомство с культурной жизнью СПб., историческими и трудовыми традициями города и предприятия. Социальная защита и поддержка |
Задачи |
Учебно-образовательная информация. Участие в городской культурной жизни, традиционных мероприятиях фирмы. Консультирование по правовым, экономическим, социально-психологическим вопросам |
Формы работы |
Учебно-консультационный пункт. Экскурсии, выставки. Культурные программы. Телефон (служба) доверия. Консультации специалистов. Наставничество. Циклы лекций, бесед |
Смотрите также
Mалый бизнес
Значительное место в
программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса,
в том числе малого. Те функции, которые выполняют малые предприятия в рыночной
эко ...
Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций.
Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки
рекламных кампаний, мероприятий по про ...
Анализ макроокружения и его
классификация
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней
среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера,
применительного к отдельно взятой организации. ...