Методы планированияМенеджмент в сфере культуры / Менеджмент в сфере культуры / Технология планирования в сфере культуры / Методы планированияСтраница 3
• определение базовых групп потребителей;
• выделение в каждой из групп «опережающих групп потребления» («социальноразвитых», «социальнопродвинутых»), чей образ жизни принимается наиболее соответствующим ряду социальных критериев (социальной активности, уровню достатка и т. п.);
• анализ структуры и интенсивности потребления этими группами услуг в сфере культуры; утверждение показателей потребления «опережающими группами» в качестве целевых для соответствующих категорий потребителей. Целевые нормативы могут выражаться в простых натуральных показателях, таких как количество посещений за определенный период. Могут использоваться и более сложные показатели, например, показатели освоения свободного времени. Подобная методика может с успехом применяться как в региональном масштабе, так и отдельными учреждениями, в том числе — по конкретным видам услуг.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНОВ
Существует несколько методик разработки целей на планируемый период. Однако, в принципе, разработка любого плана предполагает последовательное прохождение цепочки (рис. 21).
Задача, таким образом, заключается в последовательном расписывании (декомпозиции) главных целей на задачи, которые необходимо решить для достижения целей. Задачи затем расписываются на направления и формы работы и так далее, вплоть до конкретных операций с требуемой степенью конкретизации. Графически эта процедура может быть представлена в виде древовидного графа — так называемого «дерева целей», напоминающего перевернутое дерево, последовательное прохождение по «ветвям» которого сверху вниз дает представление о конкретизации целей работы на планируемый период.
Главной проблемой при этом является формулировка целей. Следует помнить, что цель — это конкретное описание желаемого результата. Поэтому для формулировки целей не могут использоваться глаголы или отглагольные существительные типа
«улучшить» («улучшение»), «расширить» («расширение»), «увеличить»(«увеличение») и т. п.
Методики целевого обоснования различаются, прежде всего, по источнику формулировки целей. Таким источником могут быть организационные документы — уставы, положения и инструкции, нормативные документы, положения которых используются в качестве формулировки целей (уставные цели и задачи, виды деятельности, функциональные обязанности).
Цели могут браться из директивных и распорядительных документов (приказов, распоряжений, постановлений). В простейшем случае конкретного тематического
Рис. 22
Пример «дерева целей» плана подготовки и проведения праздника
О — новогодний праздник; 1 — привлечение посетителей на праздник; 1.1 —обеспечение рекламы; 1.2 — распространение приглашений; 2 — привлечение в кружки и коллективы; 2.1 — выставка-продажа изделий; 2.2 — концертные программы; 2.3 — конкурс-викторина; 3 — организация отдыха и развлечений; 3.1 — представление; 3.2 — игры и аттракционы.
плана в качестве цели может фигурировать конкретная форма работы, план подготовки и проведения которой разрабатывается (рис. 22).
Каждая из этих позиций может быть при необходимости еще более детализирована, и итогом такой проработки может стать конкретный сценарный план.
В качестве целей могут использоваться также нормы и нормативы, в том числе целевые, о которых шла речь выше.
Во всех этих случаях цели как бы задаются «сверху». В случае же отсутствия нормативно или директивно заданных целей, последние могут быть выведены, получены аналитически в результате осмысления предшествующего опыта (см. Аналитическое планирование) или в результате маркетингового анализа. В последнем случае формулировке целей предшествует дифференциация потребителей (категоризация, сегментация рынка) и характеристика каждой из групп.
Следующим этапом будет формулировка целей как изменения характеристики.
Дифференциация потребителей может быть построена на основе классификации по различным признакам, на основе типологии и на основе простой группировки.
Смотрите также
Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций.
Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки
рекламных кампаний, мероприятий по про ...
Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей
потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не
удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...
Проблемы российского бизнеса и способы их решения
Существует определенный набор проблем, с которыми рано или поздно сталкивается
любой владелец бизнеса. Подбор кадров, организация управления, контроль работников
– вот только некоторые из них. Сущ ...