Экономические законы функционирования финансовых ресурсовФинансовый менеджмент / Основы финансового менеджмента / Финансовые ресурсы как базовая категория финансового менеджмента / Экономические законы функционирования финансовых ресурсовСтраница 6
Альтернативность производства товаров связана с понятием альтернативной стоимости: увеличивая объем производства одного товара, предприятие несет издержки упущенных возможностей по инвестиционным вложениям, по производству другого товара. Сущность экономического закона возрастающих затрат проявляется в том, что при увеличении производства одного товара неизбежно увеличиваются затраты, выраженные количеством товара альтернативного выпуска, происходит рост издержек упущенных возможностей.
Рассмотренные положения справедливы в ситуации изменения одного фактора. При единовременном увеличении всех факторов производства происходит процесс роста выпуска продукции в той же или большей степени. Это закон экономии на масштабе производства. Допустим, затраты финансовых ресурсов и труда увеличились на 10 процентов, а рост объемов выпуска - на 15 процентов. Это объясняется следующими причинами: 1) при крупномасштабном производстве эффективна специализация, увеличивающая производительность труда; 2) возможно применение прогрессивных технологий и результатов научных исследований; 3) увеличение производства сопровождается относительным уменьшением постоянных издержек.
Действие закона экономии на масштабе производства сопряжено с некоторыми дополнительными факторами. Крупному предприятию гораздо сложнее переориентироваться на выпуск другой, даже более рентабельной продукции (тем более сменить отраслевую принадлежность) и сменить занимаемую рыночную нишу. Длительность трансформационного этапа российской экономики подтверждает это положение. Рыночные условия хозяйствования характеризуются перманентными изменениями и неопределенностью, а значит, возрастающей степенью потенциального риска производственной деятельности.
В рамках названного закона действует специфический закон чендлеровской экономии на масштабах производства (по имени открывшего его А. Д. Чендлера), согласно которому конкурентные преимущества крупнейших предприятий основываются на возможности осуществлять огромные расходы, «разнося» их в последующем на тиражируемую продукцию и вытесняя конкурентов не способных к такому поведению. «Экономия» зависит от размеров и мощностей предприятия и от скорости, интенсивности их загрузки. Расходы касаются таких определяющих направлений капитальных вложений, как производство, сбытовая сеть, менеджмент. Этот мотив лежит в основе множества слияний компаний-гигантов.
Чрезмерные концентрация и централизация производства и управления приводят к росту трансакционных издержек. Они связаны не с производством, а с сопутствующими ему затратами, которые с увеличением масштабов производства все труднее контролировать из центра, при том что малейший просчет грозит катастрофическими последствиями.
Разрастание производства и уже его способность влиять на объективные рыночные законы (монопольно увеличивать цены, платить за необходимый ресурс больше средств, чем это экономически оправдано, влиять на финансовые потоки региона и государства), а не следовать им не есть эффективная организация производства. Постулат о более значительном росте выпуска (в нашем случае 15 процентов), также не всегда действует, поскольку существует граница, когда предельная производительность совокупности факторов производства начинает уменьшаться. Следовательно, обоснованным является не столько увеличение масштабов производства.
сколько расчет экономической целесообразности от реализуемых мероприятий.
Смотрите также
Пути дальнейшего
развития малого бизнеса в республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что малый
бизнес, и особенно современное, во всех странах формируется и развивается при
действенном участии государства, его регулировании и поддержке.
Государственное р ...
Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в
среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том
случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда я ...
Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников
(фандрейзинг)
Упоминавшаяся проблема «сшивания»
бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере
представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения.
Речь идет о технологи ...