Экономические законы функционирования финансовых ресурсов
Страница 1

Наиболее полное осмысление финансовых ресурсов как категории достигается посредством исследования их экономической природы и законов функционирования. Исследование экономической природы финансовых ресурсов, позволит выявить основные причинно-следственные связи их функционирования. Одной из потребностей человека в современном мире является потребность в обладании финансовыми ресурсами как аккумулированными экономическими возможностями. Данная потребность заставляет предпринимателей работать. Стремление к обладанию как можно большей частью стоимости, выраженной в денежной форме, и возможностью ее распределять является целью многих сфер бизнеса.

Финансовые ресурсы являются экономическим (редким) благом, поскольку соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ делает их экономическими или не экономическими. Спекулятивные операции со стоимостью и получаемая, как следствие, прибыль дают возможность характеризовать финансовые ресурсы как продукт труда. Способность ресурсов удовлетворять опосредованно потребности людей свидетельствует о наличии потребительной стоимости, а возможность обмена на потребительные стоимости другого рода - о меновой стоимости. Итак, финансовые ресурсы являются товаром, поскольку они: а) продукт производственно-экономической деятельности; предназначены для обмена на рынке посредством купли-продажи; опосредованно удовлетворяют потребности людей. Подобные характеристики позволяют сделать заключение о том, что для финансовых ресурсов употребимы понятия предельной полезности и субъективной ценности.

С точки зрения того, что финансовые ресурсы есть товар и фактор производства, правомочно рассмотреть законы их функционирования. С позиций товара для финансовых ресурсов характерны понятия полезности и субъективной ценности.

Согласно трудовой теории стоимости, цена товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Этот подход предполагает, что единице финансовых ресурсов объективно присуща определенная стоимость. В процессе обмена на рынке происходит сопоставление стоимости товаров и нередко возможно отклонение конечной цены от определенной заранее - в зависимости от субъективных предпочтений покупателя и его мнения о ценности товара. Именно как «ценность» переводилось в конце XIX в. с немецкого языка на русский слово «стоимость», а ценность субъективна. Поэтому действительная стоимость товара определялась на рынке и зависела от его ценности и полезности для покупателя, а не только от затрат общественно необходимого труда.

Для предприятия ценность финансовых ресурсов может значительно различаться в зависимости от особенностей организации производства, сезонных факторов. Целевое назначение требуемого предприятием кредита заставляет банки использовать индивидуальный подход при выдаче ссуды, который и учитывает в цене ссуды возможные аспекты кредитуемого мероприятия. Так стоимость из объективного свойства товара (поскольку создается при его производстве и изначально ему присуща) превращается в субъективное (поскольку измеряется на рынке).

Характерно, что в последние годы английский термин «value» трактуется различно - как полезность, ценность, стоимость (соответственно в отношении товаров, потребителей, бизнеса). Такое понимание снимает многие противоречия и может быть применено и в качестве многоаспектной трактовки. Современные процессы активизации движения капитала и деятельное использование в практике различных финансовых инструментов, расширение практики купли-продажи предприятий как имущественных комплексов способствовали возникновению понятия справедливой стоимости. Характерно, что авторство идеи справедливой цены связывают с именем Аристотеля. Справедливая цена возможна при осуществлении справедливого обмена, когда объект сделки обменивается в определенных пропорциях, и каждый при этом получает свою долю. Справедливую цену рассматривали также и с позиции меры стоимости полезности вещи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно п ...

Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций. Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки рекламных кампаний, мероприятий по про ...