Особенности подбора и оценки профессиональной пригодности специалистов-маркетологовОбщая теория менеджмента / Принципы управления персоналом / Особенности подбора и оценки профессиональной пригодности специалистов-маркетологовСтраница 1
Один из самых успешных японских менеджеров Акио Морита утверждал: «Никакие теория, программа или правительственная политика не могут сделать организацию успешной. Это могут сделать только люди».
Управление людьми имеет первостепенное значение для всех организаций.
В настоящее время наукой и практикой разработаны принципы управления персоналом (1) и принципы построения системы управления персоналом (2).
Первое - это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Второе - это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации.
К основным принципам, характеризующим требования к формированию системы управления персоналом, специалисты относят:
• соответствие задачи управления персоналом целям производства: комплексность; оперативность;
• оптимальное соотношение управленческих ориентаций: простота; научность; иерархичность;
• потенциальные имитации, т.е. взаимозаменяемость;
• экономичность; согласованность; устойчивость;
• прогрессивность; автономность; многоаспектность;
• перспективность; прозрачность; комфортность.
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом, то есть концентрации, специализации, па-раллельносги, адаптивности (гибкости), преемственности, непрерывности, ритмичности, прямоточности (упорядоченности и целенаправленности необходимой информации по выработке определенного решения).
Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии, а их сочетание зависит от многих факторов.
Прежде всего, надо располагать персоналом, который необходим для решения производственных задач. Чтобы располагать соответствующими работниками, организация должна в деталях знать, какие задачи они будут решать во время работы и каковы личные и общественные характеристики этих работ.
Для этого проводится анализ содержания работ, считающийся краеугольным камнем управления персоналом. Всесторонняя оценка специальностей создаёт основание для принятия решений об отборе, приёме, подборе персонала; его деловой оценки, профориентации, трудовой адаптации; организации системы обучения персонала, управления конфликтами, стрессами, изменениями, деловой карьерой, профессиональным продвижением, безопасностью персонала и в случае необходимости высвобождения.
До принятия решения о найме персонала следует обратить внимание на то, что его привлечение на вакантную должность внутри организации в целом позитивно: сокращает текучесть, способствует повышению квалификации, делает кадровую политику более прозрачной и т.д. Но есть и негатив, например, соперничество и напряженность в коллективе, меньше возможности для выбора и т.д. Привлечение персонала вне коллектива организации имеет меньше преимуществ и не свободно от недостатков, среди которых, например, высокая степень риска испытательного срока.
Культура персонала основана на разделяемых большинством членов организации убеждениях и ценностях. А принципы построения системы управления персоналом не зависят от национальной культуры. Подбор персонала, трудовая мотивация, стиль лидерства во многом зависят от национальной культуры.
Специалисты выделяют различные уровни организационной культуры, например:
1. Поверхносгный - (субъективная культура - основа формирования управленческой культуры или стиля руководства);
2. Подповерхностный - (культура, лишенная объективности);
3. Глубинный - (культура предполагает ее формирование, поддержание, изменение с решением внешней адаптации и внутренней интеграции).
Профессор Уильям Оучи, автор бестселлера «Теория Зет», делает попытку ответа на вопрос о синергии разных культур. Он использует сравнительный анализ 7-ми организационных переменных адаптации к национальным особенностям (обязательства организации по отношению к своим членам, оценка выполнения работы, планирование карьеры, система контроля, принятие решений, уровень ответственности, интерес к человеку), и по его результатам создаётся культура типа «Z».
Этот подход особенно привлекателен в современных условиях международной глобализации деятельности организаций.
Смотрите также
Анализ макроокружения и его
классификация
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней
среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера,
применительного к отдельно взятой организации. ...
PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или
связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний,
государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем
90-летнюю ...
Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
Кем и как создаются
организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных
процессов? Очевидно, что существенную роль в этом играют усилия государства.
Чем более зрелыми и ...