Экономическая
природа малого бизнесаМенеджмент и управление / Mалый бизнес / Теоретические
основы развития малого бизнеса / Экономическая
природа малого бизнесаСтраница 2
Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия — это:
- предложение товаров и спрос на них;
- виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
- объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
- избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно — на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Правовые нормы должны обеспечивать:
• упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
• защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
• совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств [15, с. 89].
Существует разница между малым бизнесом и предпринимательством. Малый бизнес ограничен в количестве работников, масштабах производства (торговли, услуг), уровню финансовых результатов. Под предпринимательством помается все виды бизнеса (крупный, средний и малый) и самых различные виды деятельности, связанные с получением прибыли.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитывается до 19 работников, как «малое», если - до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек. Предприятие же, насчитывающее более 500 сотрудников, считается «крупным». Особенности национальной экономики в каждой стране предопределяют разный подход к отнесению предприятий к малым [13, с. 24].
В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 г. и Указом Президента № 262 от 19.07.96 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» критерием для определения малых предприятий является их среднесписочная численность, которая не должна превышать:
- в промышленности и на транспорте-до 100 человек;
- в сельском хозяйстве, включая фермерские хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 3 человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [16, с. 31].
Таким образом, малый бизнес можно охарактеризовать как особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, коммерческом риске и ответственности, комбинировании факторов производства и инновационной предпринимательской идее.
Смотрите также
Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные
для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие
рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...
Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя ...
Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных
отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически
самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью
предприяти ...