Экономическая природа малого бизнеса
Страница 2

Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

Экономические условия — это:

- предложение товаров и спрос на них;

- виды товаров, которые могут приобрести покупатели;

- объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;

- избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвести­рованный капитал, а также величина заемных средств, необходи­мых предпринимателям для финансирования своих деловых опе­раций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление поку­пателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существен­ную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно — на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рам­ках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Правовые нормы должны обеспечивать:

• упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистра­ции предприятий малого бизнеса;

• защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

• совершенствование налогового законодательства в направле­нии мотивации производственной предпринимательской дея­тельности, развития совместной деятельности предпринима­телей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки пред­приятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам право­вых гарантий малого бизнеса, включая право на собствен­ность и соблюдение договорных обязательств [15, с. 89].

Существует разница между малым бизнесом и предпринимательством. Малый бизнес ограничен в количестве работников, масштабах производства (торговли, услуг), уровню финансовых результатов. Под предпринимательством помается все виды бизнеса (крупный, средний и малый) и самых различные виды деятельности, связанные с получением прибыли.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитыва­ется до 19 работников, как «малое», если - до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек. Предприятие же, насчитывающее более 500 сотрудников, считается «крупным». Особенно­сти национальной экономики в каждой стране предопределяют разный подход к отнесению предприятий к малым [13, с. 24].

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 г. и Указом Президента № 262 от 19.07.96 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» критерием для определения малых предприятий является их среднесписочная численность, которая не должна превышать:

- в промышленности и на транспорте-до 100 человек;

- в сельском хозяйстве, включая фермерские хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;

- в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 3 человек;

- в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [16, с. 31].

Таким образом, малый бизнес можно охарактеризовать как особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, коммерческом риске и ответствен­ности, комбинировании факторов производства и инновационной предпринимательской идее.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...

Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя ...

Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприяти ...