Экономическая природа малого бизнеса
Страница 1

Малый бизнес как вид экономической деятельнос­ти, по определению отечественных и зарубежных экономистов, - это свободное хозяйствование (кроме запре­щенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производ­ства или приобретения и продажи товаром, оказания услуг в обмен на то­варно-материальные ценности, другие услуги или деньги на основе взаимной выгоды партнеров сделки [16, с. 5].

Предпринимательская деятельность является одной из форм бизне­са и осуществляется и различных его сферах.

В современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на малый бизнес как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития. Для более полного представления о малом бизнесе как факторе производства остановимся еще на од­ном аспекте данной проблемы — экономическом содержании малого бизнеса.

В различных определениях малого бизнеса рассматривается под разными точками зре­ния, однако, все они включают такие понятия, как «новизна», «организаторский талант», «твор­ческое начало», «умножение богатства» и «готовность рисковать». И все же каждое из них ограни­чивает сферу предпринимательства. Сущность же малого бизнеса обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Экономическая природа малого бизнеса характеризуется через его признаки: естествен­ные свойства человека, врождённые и приобретённые способности, особые экономическое мышле­ние и психология, инициатива и действенность, относительная самостоятельность, моральная и материальная ответственность, динамичность, риск и т.д., нашедшие своё отражение в мобилиза­ции и рациональном использовании экономических ресурсов, а также управлении хозяйственны­ми процессами и приведшие к определённому экономическому эффекту.

Западные экономисты определяют малый бизнес как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых способов производства, открытость к но­вым перспективам, преодоление старых ограничений. Малый бизнес, счита­ют они, есть четвертый фактор производства (остальные три – труд, ресурсы, капитал), который, однако, неосязаем [14, с. 15].

Одной из причин появления малых предприятий стало стремительное расширение самых разнообразных индивидуальных и общественных потребностей, а удовлетворены они могли быть лишь при соответствующем разнообразии предложений. Обычно эту функцию во многих странах брала на себя теневая эко­номика и черный рынок. Поэтому превратить нелегальный бизнес в легальное производство товаров и услуг могло только поощрение со стороны государства малых предприятий [10, с. 3].

Примечательна позиция известного немецкого политика И. Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считает, что обширная и разветвленная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечи­вающих функционирование эластичной, дееспособной экономической сис­темы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой пред­приниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным га­рантом свободного строя, нежели любой подвигающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любой общественной системе, но и в любое время заменить [13, с. 22].

Между тем в условиях переориентации экономики вклад малого бизнеса в обновление общества особенно значим. Известно, что предпринимательская актив­ность конструктивно проявляется именно на волне подъема при преодолении об­ществом упадка в экономике.

Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что роль предпринимате­ля избирают главным образом энергичные, деловые люди с перспективными замыс­лами, идеями, проектами. Всегда готовые к повышенному коммерческому и финан­совому риску, они успешно осваивают новые виды производства, открывают но­вые рынки. С особой силой это влияние ощущается на периферии национальной экономики, где малый бизнес участвует в решении целого комплекса социально-экономических проблем.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...

Виды специальных событий и общественных мероприятий
Рассмотрим основные виды специальных событий, наиболее часто встречающихся социальных мероприятий, их роль и значение, а также специальные требования к их подготовке и проведению. ...

Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...