Экономическая
природа малого бизнесаМенеджмент и управление / Mалый бизнес / Теоретические
основы развития малого бизнеса / Экономическая
природа малого бизнесаСтраница 1
Малый бизнес как вид экономической деятельности, по определению отечественных и зарубежных экономистов, - это свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производства или приобретения и продажи товаром, оказания услуг в обмен на товарно-материальные ценности, другие услуги или деньги на основе взаимной выгоды партнеров сделки [16, с. 5].
Предпринимательская деятельность является одной из форм бизнеса и осуществляется и различных его сферах.
В современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на малый бизнес как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития. Для более полного представления о малом бизнесе как факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы — экономическом содержании малого бизнеса.
В различных определениях малого бизнеса рассматривается под разными точками зрения, однако, все они включают такие понятия, как «новизна», «организаторский талант», «творческое начало», «умножение богатства» и «готовность рисковать». И все же каждое из них ограничивает сферу предпринимательства. Сущность же малого бизнеса обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.
Экономическая природа малого бизнеса характеризуется через его признаки: естественные свойства человека, врождённые и приобретённые способности, особые экономическое мышление и психология, инициатива и действенность, относительная самостоятельность, моральная и материальная ответственность, динамичность, риск и т.д., нашедшие своё отражение в мобилизации и рациональном использовании экономических ресурсов, а также управлении хозяйственными процессами и приведшие к определённому экономическому эффекту.
Западные экономисты определяют малый бизнес как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Малый бизнес, считают они, есть четвертый фактор производства (остальные три – труд, ресурсы, капитал), который, однако, неосязаем [14, с. 15].
Одной из причин появления малых предприятий стало стремительное расширение самых разнообразных индивидуальных и общественных потребностей, а удовлетворены они могли быть лишь при соответствующем разнообразии предложений. Обычно эту функцию во многих странах брала на себя теневая экономика и черный рынок. Поэтому превратить нелегальный бизнес в легальное производство товаров и услуг могло только поощрение со стороны государства малых предприятий [10, с. 3].
Примечательна позиция известного немецкого политика И. Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считает, что обширная и разветвленная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой предприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободного строя, нежели любой подвигающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любой общественной системе, но и в любое время заменить [13, с. 22].
Между тем в условиях переориентации экономики вклад малого бизнеса в обновление общества особенно значим. Известно, что предпринимательская активность конструктивно проявляется именно на волне подъема при преодолении обществом упадка в экономике.
Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что роль предпринимателя избирают главным образом энергичные, деловые люди с перспективными замыслами, идеями, проектами. Всегда готовые к повышенному коммерческому и финансовому риску, они успешно осваивают новые виды производства, открывают новые рынки. С особой силой это влияние ощущается на периферии национальной экономики, где малый бизнес участвует в решении целого комплекса социально-экономических проблем.
Смотрите также
Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей
потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не
удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...
Виды специальных событий и общественных мероприятий
Рассмотрим основные виды специальных событий, наиболее часто встречающихся социальных
мероприятий, их роль и значение, а также специальные требования к их подготовке
и проведению. ...
Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация
компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно
в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...