Стандарты стоимостиФинансовый менеджмент / Инструментарий, методы и приемы финансового менеджмента / Финансовый менеджмент и стоимостная оценка бизнеса / Стандарты стоимостиСтраница 2
- необходимо оценить стоимость "закрытого" предприятия, чьи ценные бумаги не могут обращаться на фондовом рынке;
- необходимо оценить предприятие, чьи акции не допущены до листинга фондовой биржи как не удовлетворяющие установленным критериям;
- необходимо оценить предприятие чьи акции обращаются на фондовой бирже, но считается, что они оценены необъективно (например, в силу тех или иных причин недооцениваются инвесторами);
- уровень развития и тенденции фондового рынка в стране не позволяет доверять сложившимся ценам на акции.
Оценка предприятия основывается на оценке ее активов. Следует, однако, иметь ввиду, что если имеющиеся данные по аналогичным сделкам позволяют достаточно объективно подойти к оценке материальных составляющих активов (по сложившимся рыночным ценам), то в отношении нематериальных активов (патенты и т.д.) это затруднительно.
Не следует думать, что названные подходы исключают применение друг друга - возможны ситуации когда оценка бизнес-линии предполагает имущественный подход, а оценка всего предприятия - установление стоимости бизнес линии в его составе.
Оценка предприятия (фирмы) может проводится в случаях, когда необходимо:
- определить соответствие цены котирующихся на рынке акций их реальной стоимости;
- обосновать цену предприятия при его купле/продаже;
- определить цену закрытой компании для установления стоимости ее акций;
- показать стоимость предприятия потенциальным инвесторам.
Изначальными ориентирами при определении стоимости предприятия служат: 1) предприятие оценивается как функционирующее; 2) предприятие оценивается с точки зрения его ликвидации (ликвидационная стоимость). При этом основными подходами выступают: а) доходный; б) рыночный; в) затратный. Факт того, что оценка может проводиться с использованием различных подходов и предположений относительно развития ситуации обуславливает и различное ее стоимостное значение. При проведении оценки возможно применение следующих трактовок стоимости:
рыночная стоимость устанавливается в случае, когда заинтересованные в сделке стороны обладают всей полнотой информации;
инвестиционная стоимость - подразумевает стоимость предприятия для конкретного инвестора;
экономическая стоимость - рассматривается как стоимость продолжающегося бизнеса;
текущая стоимость - предполагает определение денежного потока дисконтированного по определенной ставке;
фундаментальная стоимость рассматривается как внутренне присущая данному виду активов вне зависимости от характеристик конкретного инвестора;
ликвидационная стоимость предполагает стоимость предприятия определенную с учетом необходимых при ликвидации расходов.
Если предприятие оценивается с точки зрения действующего, то применяются доходный или рыночный подходы.
При доходном подходе стоимость предприятия устанавливается исходя из его возможных доходных потоков, которые обеспечиваются этим бизнесом. В этом случае, имущество предприятия обеспечивающее его функционирование не учитывается, т.к. в противном случае (при продаже имущества) доходы от бизнеса станут невозможными.
Рыночный подход предполагает, что при оценке предприятия учитывается стоимость предприятия-аналога сделка по продаже которого имела место в прошлом. Найти такое предприятие бывает затруднительно, ибо речь идет о тождественных отраслях функционирования, размерах и др. ключевых параметрах бизнеса.
Стоимость ликвидационного предприятия оценивается в рамках затратного подхода, который предполагает оценку рыночной стоимости активов предприятия оставшихся после вычета задолженности. Безусловно, такой подход предполагает оценку активов не с точки зрения суммы их рыночных стоимостей, но с учетом их оперативной продажи, а значит продажи с дисконтом от рыночной стоимости. Как правило, ликвидационная стоимость оказывается ниже той, которая устанавливается для действуюш,его предприятия (часть активов вообш,е не будет реализована в интересуюш,ее время, а часть будет реализована по заниженным ценам и др.)
При оценке бизнеса обш,епринятыми стандартами стоимости выступают: обоснованной рыночной стоимости; обоснованной стоимости; инвестиционной стоимости; фундаментальной (внутренней) стоимости.
Смотрите также
Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает
центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и
содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование,
материаль ...
Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
Кем и как создаются
организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных
процессов? Очевидно, что существенную роль в этом играют усилия государства.
Чем более зрелыми и ...
Cтруктура предприятия
Моя
организация – малая , частная , строительная фирма “ЭОЛ-М”
организованная в 1995 году группой частных лиц , которые решили отделиться от
более крупной государственной организации . ...