Косвенная форма привлечения стоимости
Страница 1

Здесь мы рассмотрим формы стоимостных отношений не относящиеся к денежным или форме ценных бумаг. Речь пойдет о факторинге, трасте, лизинге, клиринге, бартере, операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, франчайзинге. Первостепенное значение имеет привлечение стоимости в систему финансовых ресурсов - будь то от продажи задолженности, ее клиринге, либо в случае "авансового" поступления при лизинге, франчайзинге и т.д. Диапазон привлекаемой стоимости (и многообразие ее форм) широк: выгодное использование при ее наличии (траст, операции с драгоценными металлами и камнями) - "стоимостное нивелирование" в спорных ситуациях (факторинг, клиринг, бартер) -"авансовое" привлечение в случае ее отсутствия (лизинг, франчайзинг).

Факторинг - возник в XVI-XVII вв. как операция торговых посредников (по предоставлению отсрочки по проданному товару), а в последующем приобрел форму кредитования. Факторинг есть приобретение права на взыскание долгов, или на перепродажу товаров, услуг с последующим получением платежей. Это есть разновидность посреднической операции, при которой банк (факторинговая компания) за оговоренную плату получает право от предприятия взыскать причитающиеся ему платежи от покупателей (инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно банк кредитует оборотный капитал предприятия. Таким образом, факторинг интересен как операция, позволяющая ускорить или сделать возможным привлечение стоимости (дебиторской задолженности) в оборот предприятия, хотя первичным предметом договора является покупка долгов данному предприятию, а не предоставление стоимости. Очевидно, что в этом случае отсрочка платежа по существу превращается в немедленную оплату ускоряя оборачиваемость средств предприятия.

В операции факторинга участвует фактор-посредник, поставщик, покупатель, а сам процесс выглядит следующим образом. Факторинговый отдел банка (или фактор фирма) покупает у предприятия долговые требования клиента на условиях немедленной оплаты (80 - 90 % стоимости отгрузки). Оставшаяся часть временно бронируется на специальном счете (на случай возможных претензий покупателя по качеству или цене поставленного товара), а затем, после взыскания долга (за минусом комиссионных платежей и причитающихся банку процентов за предоставленный кредит), возвращается клиенту. Оплата факторинговых услуг составляет до 1,5 % суммы счета плюс ставка по кредиту на полученную авансом сумму.

Предметом уступки по факторингу может быть как денежное требование срок оплаты, по которому уже наступил, так и право на получение средств от должника в будущем.

Плата, взимаемая факторинговой компанией, состоит из двух частей: 1) плата за управление - т.е. комиссионные за факторинговое

обслуживание (ведение учета, страхование и т.д.). Зависит от масштабов деятельности поставщика и рассчитывается как процент годового оборота (обычно в пределах 3 %);

2) плата за учетные операции взимается за средства, предоставляемые

поставщику досрочно - до получения суммы долга с должника. Ставка по этим операциям может превышать на 2 - 4 % банковскую ставку кредитования (как компенсация возможного риска).

Для предприятия осуществление подобной операции выгодно по следующим причинам:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю ...

Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...

Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда я ...