Понятие финансовых ресурсов, денежных фондов и резервовФинансовый менеджмент / Основы финансового менеджмента / Сущность и содержание финансового менеджмента / Понятие финансовых ресурсов, денежных фондов и резервовСтраница 3
Приведенная трактовка связана с воспроизводственным процессом (на стадии распределения которого возникают финансовые отношения и ресурсы), по результатам которого каждый субъект участия получает свою долю стоимости (в форме приемлемых для него знаков), используемую им в последующем в том числе как источник финансовых ресурсов и образования фондов. Данный подход подтверждается тем, что если исходить из положения, согласно которому финансовые ресурсы есть материальные носители (скорее, выразители) финансовых отношений (по поводу распределения стоимости, приобретающей, в конечном счете, форму активов предприятия), а капитал - это стоимость приносящая доход, то правомочно в определенной степени отождествить понятия капитала и финансовых ресурсов предприятия, прибыльная ориентация деятельности которого делает их таковыми. Следовательно и все активы предприятия могут быть рассмотрены как капитал, а при необходимости, как возможные финансовые ресурсы.
В этом случае финансовые ресурсы есть фактор производства. Можно возразить, что это овеществленные финансовые ресурсы, но они могут быть превращены в деньги или немедленно использованы в качестве знаков распределяемой стоимости, исчисленных деньгами или выраженных в денежной форме, но представленных материально-вещественной формой. Сделка первоначально предполагает не передачу товара, а именно распределение стоимости. Стоимость (например, в зависимости от целей оценки, либо опыта оценщика) и ее денежное измерение (например, при инфляции, различных валютных курсах, покупательных способностях валют) также могут колебаться.
Есть и различие в ликвидности активов. Если на уровне государства возможно распределение ВНП, то на уровне предприятия - различных элементов аккумулируемой стоимости. Аналогию также можно провести с товарной формой кредита (коммерческий кредит). Так, в качестве оплаты используются денежные средства хозяйствующего субъекта, валютные ценности или даже задолженность. Суть одна - движение распределяемой стоимости. Отметим, что зарубежная практика хозяйствования изначально выделяет одним из видов ресурсов (факторов производства) капитал.
При рассмотрении вопросов формирования ресурсов предприятий важно разграничить используемые при этом понятия. Деньги - любые общепринятые средства платежа, которые могут обмениваться на товары, услуги и использоваться для оплаты долгов. Служат всеобщим эквивалентом и формой выражения стоимости товаров. Стоимость есть выраженная в деньгах мера значимости товара для потребителя. Совокупный денежный оборот - это совокупность платежей, производимых за определенный период в наличной (посредством наличных денег) и безналичной (посредством перечислений по счетам кредитных учреждений и зачетов взаимных требований) формах. Денежные средства представляют собой средства в российской и иностранной валютах, легко реализуемые ценные бумаги, платежные и денежные документы. Денежные фонды представляют собой обособленную часть денежных средств предприятия, имеющую целевое назначение (амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд потребления). Фондовая форма образования и использования средств регламентирована предприятием, относительно стабильна (в плане поддержания своего существования), контролируема.
Определение функционального назначения финансовых ресурсов позволяет исчерпывающе их идентифицировать и показать логику функционирования. Поскольку обеспечение (посредством
распределительного механизма, действующего в сфере финансов предприятий) всех сфер (производственной и непроизводственной) деятельности предприятия определяется требуемой для этого величиной (обусловленной особенностями воспроизводственного процесса) стоимости, то основными функциями являются: 1) поступление стоимости; 2) применение стоимости. Функции, реализуя изначально распределительно-контрольный характер финансов, приобретают (трансформируются) стоимостную целевую направленность.
Смотрите также
Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация
компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно
в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...
Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя ...
Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных
отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически
самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью
предприяти ...