Основы концепций конфликта и управление конфликтной ситуациейОбщая теория менеджмента / Управление конфликтами, стрессами и изменениями / Основы концепций конфликта и управление конфликтной ситуациейСтраница 2
Рис. 8.2. Схема подходов к изучению конфликта в российском менеджменте (рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия). [21, С.130 с некоторыми изменениями автора]
Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Как правило, их бывает несколько. Рассмотрим основные: Завод балконов межкомнатные стеклянные двери.
1. Распределение экономических ресурсов почти неизбежно ведет к различным вицам конфликтной ситуации, т.к. очень трудно распределять по справедливости, чтобы все были довольны, особенно при дефиците тех или иных ресурсов;
2. Взаимозависимость выполняемых функций, особенно при нечетком распределении обязанностей - это одна из самых распространенных причин возникновения конфликта в организации;
3. Неудовлетворенность условиями труда, что связано с большой нагрузкой и мизерной оплатой труда;
4. Различия в целях, ценностных ориентациях, средствах достижения целей, что приводит к большому оттоку высококвалифи-цированных кадров;
5. Наличие в коллективе конфликтной личности, которая постоянно создает вокруг себя конфликты и конфликтные ситуации, постоянно вовлекая в них окружающих.
В ходе управления организацией наличие одной или нескольких причин конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации, которая рассматривается как процесс (см. рис. 8.3.).
Рис. 8.3. Схема модели конфликта как процесса [16, С.523]
Процесс конфликта начинается после того, как стороны перейдут к взаимным действиям, направленным на ограничение интересов друг друга. Внутренняя логика конфликта заставляет конфликтующих следовать определенному сценарию. Однако финал еще не предопределен и полезных любые позитивные усилия. Любой момент развития конфликта имеет свои точки бифуркации (раздвоения, разделения, разветвления), предусматривающие несколько вариантов дальнейшего развития. Поэтому каждый конфликт имеет свои особенности и отличительные черты, а выбор варианта всегда остается за его участниками.
Конфликт проходит ряд фаз, стадий и этапов (см. рис. 8.4).
Одной из характеристик конфликта является его динамика, которая представляет собой процесс развития конфликта под влиянием как его внутренних механизмов, так и внешних воздействий. Как правило, фазы конфликта имеют циклический характер. После фазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема второго цикла с прохождением фаз пика и спада, потом существует вероят-носгь развития третьего цикла и т.д., а возможности завершения конфликта в каждом последующем цикле снижаются.
Рис. 8.4. Основные фазы, этапы и стадии динамики конфликта [21, С.137 с некоторыми изменениями автора]
Конфликты отличаются значительным разнообразием, представляют собой сложное, подчас уникальное, неповторимое по причинам возникновения, формам взаимодействия сторон, исходу и последствиям явления.
Изучение, анализ, оценка и управление конфликтами предполагает их систематизацию.
Можно определить границы конфликта:
• просгрансгвенные - на какой территории он происходит;
• временные - начало, продолжительность и завершение конфликта;
• внутрисистемные - обычно внутрисистемные связи сложных и разнообразны.
Еще важнее классифицировать конфликты по существенным признакам (свойствам, характеристикам, параметрам) с целью лучшей ориентации в их специфических проблемах и практической оценки возможных путей их разрешения, а также управления конфликтами (см. рис. 8.5.)
С.М. Емельянов3 дает общую характеристику существенным признакам и видам классификации конфликтов. Рассмотрим некоторые из них:
1. В каждой сфере проявления конфликта лежат противоречия во взглядах, отношениях и т.д.;
2. Бурные быстротекущие конфликты возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих;
3. Слабовыраженные и быстротекущие конфликтах связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер;
4. Внутриличностные конфликты связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности;
5. В основе конструктивных конфликтов лежат, как правило, объективные противоречия. Эти конфликты способствуют развитию организации, достижению целей, повышению эффективности деятельности;
Смотрите также
Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает
центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и
содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование,
материаль ...
Mалый бизнес
Значительное место в
программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса,
в том числе малого. Те функции, которые выполняют малые предприятия в рыночной
эко ...
Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
Кем и как создаются
организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных
процессов? Очевидно, что существенную роль в этом играют усилия государства.
Чем более зрелыми и ...