Этапы принятия решений и оценка их эффективностиОбщая теория менеджмента / Решения в менеджменте / Этапы принятия решений и оценка их эффективностиСтраница 3
Любое важное решение сопряжено с компромиссами, побочными последствиями и негативными эффектами, значимость которых менеджер должен сопоставить с преимуществами. Сложное судьбоносное решение всегда сопровождается многочисленными последующими решениями и влияет на все аспекты деятельности организации. Опытный менеджер должен понимать взаимозависимость решений, выбирать альтернативы, вносящие наибольший вклад в общее дело достижения целей организации и уметь оценивать эффективность принятых решений. От методов оценки эффективносги принятых решений зависит исход всего дела.
Оценка эффективности принятых решений - это сопоставление выгоды с затратами.
Одним из методов оценки эффективности принятых решений является графический метод (см. рис. 5.5).
Рис. 5.5 График взаимозависимости между выгодой и затратами при реализации управленческого решения [16, С. 213 с некоторыми изменениями автора]
При первом варианте график показывает, что выгода от реализации решения равна затратам, при втором - затраты после определенной точки превышают выгоду, при третьем - самом успешном -выгода очень скоро начинает превышать затраты.
Решения в менеджменте можно рассматривать как продукт управленческой деятельности, а его принятие - как процесс, ве-душ;ий к появлению этого продукта. Принимать решение в той или иной области - это наука, она может быть познана посредством обучения и почерпнута из книг. Принятие же правильных решений - это управленческое искусство. Способность и умение принимать верные решения и оценивать их эффективность развиваются с опытом работы, приобретаемым менеджером на протяжении всей жизни.
Совокупность знаний и умений свидетельствует о профессиональной пригодности, компетентности любого руководителя. По качеству его продукции - управленческих решений - можно судить об эффективно или неэффективно работающем менеджере или специалисте-маркетологе.
При оценке эффективности принятых решений специалисты рекомендуют:
1. Исходить из конкретно - реалистических условий;
2. Скрупулезно учитывать не только расходы, но и доходы. Большинство управленческих решений с финансовой точки зрения связано, как утверждают опытные менеджеры, с «чистыми денежными потоками» за каждый период времени;
3. Использовать такой общеизвестный прием как дисконтирование, так как из-за инфляции деньги сегодня стоят дороже, чем завтра, поэтому будущие расходы надо умножать на коэффициенты дисконтирования, обратно пропорциональными темпу изменения стоимости денег;
4. Определять коммерческую эффективность соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих определенную норму доходности;
5. Рассматривать социальные, экологические и другие результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, как дополнительные показатели эффективности;
6. Учигывать влияние валютного курса на эффективность принятых решений.
Чтобы оптимально выполнить рекомендации специалистов, необходимо соблюдать принципы управления персоналом.
Таким образом, решения в менеджменте - это вариант разрешения, ликвидации проблемы. При подготовке, принятии и реализации решения необходимо предвидеть последствия и возможность его отмены. Решение может быть отменено в связи с переориентацией аспектов деятельности организации или некачественной подготовки самого решения.
В зависимости от показателей регламентации сроков, самостоятельности действий исполнителей решения классифицируются на:
• регламентирующие - полностью предопределяют срок и работу исполнителей, от которых требуется полная подчиненность;
• ориентирующие - четко формулируют только главные, основные аспекты работы, неважные вопросы могут находиться в компетенции исполнителей;
• рекомендующие - лишь внешне очертаны, а все остальное доверяется исполнителям.
Следует верно выбирать форму реализации управленческого решения: убеждение, разъяснение, наставление, сообщение, личный пример, совет, предписание, принуждение и т.д.
Эффективным считают решение, если:
1. Оно исходит из реальных целей;
2. Для его осуществления есть необходимое время и нужные ре-сурсы;
3. Оно может быть осуществлено в конкретных условиях организации;
4. Предусмотрены нештатные, аварийные ситуации;
5. Оно не провоцирует конфликтные ситуации и стрессы;
6. Предвидены изменения в деловом и фоновом окружении;
7. Оно дает возможность осуществлять верификацию и контроль исполнения.
Для оценки эффективности решений в менеджменте сопоставляют результаты (эффект) и затраты, необходимые для достижения этих результатов.
Смотрите также
Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...
Инновации и разработка нового продукта
Один из определяющих моментов стратегического плана — вопрос
о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное
внедрение новшеств — единственный способ поддержания в ...
Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация
компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно
в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...