Управление товарными запасами и их учетМенеджмент: стратегия и тактика / Управление маркетинговыми каналами / Управление товарными запасами и их учетСтраница 1
Учет товарных запасов — один из основных вопросов в управлении распределением товаров. В идеале компания должна иметь достаточные запасы произведенной продукции, позволяющие немедленно выполнять заказы покупателей. Если на складе отсутствует необходимый товар, продажа не состоится, и недовольный потребитель обратится к вашему конкуренту — и, возможно, откажется от ваших услуг навсегда. С другой стороны, расходы на поддержание товарных запасов (складирование, страхование и порча товара) могут быть чрезвычайно высокими и существенно снижают прибыль. Для большинства компаний немедленное выполнение всех заказов нереально, прежде всего, с финансовой точки зрения. Таким образом, цель управления товарным запасами — нахождение оптимального баланса между обслуживанием покупателя и издержками на поддержание дополнительных запасов.
Учет товарных запасов основывается на двух взаимосвязанных вопросах: объем заказываемой партии и сроки повторного заказа. При определении объема запасов необходимо найти баланс между издержками по поддержанию товарного запаса с издержками упущенного сбыта. Большие заказы уменьшают вероятность быстрого истощения товарного запаса, но увеличивают его объем. Например, если годовой спрос на товар составляет 1000 единиц, а партия повторного заказа — 500 единиц, средний товарный запас равен 250 единицам, а вероятность его истощения равна 2. Однако если объем партии повторного заказа будет составлять 100 товарных единиц, средний товарный запас составит 50 единиц, но вероятность его истощения увеличится до 10 раз в год.
Вычислить оптимальный баланс позволяет формулы экономичного размер заказа (ЭРЗ): [120]
где S = годовой объем продаж в товарных единицах, Y = стоимость одного заказа, С = стоимость одной товарной единицы и I = расходы на поддержание товарного запаса в процентах к С.
Предположим, что годовой объем продаж составляет 1200 товарных единиц в год, а стоимость одного заказа и издержки упущенного сбыта из-за истощения товарного запаса также в расчете на один заказ составляют GBP 75. Если издержки на поддержание товарного запаса составляют 25%, а стоимость одной товарной единицы — GBP 6, экономичный объем заказа составит 346 товарных единиц. Из формулы хорошо видно, что при повышении расходов на поддержание товарного запаса чистая прибыль снижается и ЭРЗ уменьшается.
Эта формула эффективна тогда, когда товарный запас может пополняться немедленно, однако в большинстве случаев данное допущение не соответствует действительности. Обычно практикуется следующий метод расчета времени выполнения заказа и прогнозирования спроса на протяжении периода производства и доставки. Предположим, что компании для сохранения конкурентоспособности необходимо 98%-е наличие товара на складе. При нормальном распределении товара 2%-ная вероятность отсутствия товара на складе выражается в 2,05 единицах стандартного отклонения спроса. Учитывая, что показатель стандартного отклонения спроса в период выполнения заказа составляет 20 единиц, необходимый объем дополнительного товарного запаса определяется как 20 х 2,05 = 41 товарная единица (рис.11.12).
Начальный товарный запас на рис. 11.12 составляет 387 единиц, из которых 346 (Q1) относятся к ЭРЗ, а оставшаяся 41 единица — к дополнительному запасу. Точка повторного заказа определяется при помощи суммирования дополнительного товарного запаса и среднего показателя спроса в период выполнения заказа. В этом случае недельный сбыт составляет 23 товарные единицы (1200/52 недели), а время выполнения заказа — 4 недели. Отсюда получаем показатель спроса во время выполнения заказа — 92 товарные единицы (4 x 23). Соответственно, точка повторного заказа составит 133 товарные единицы (41 + 92), и новые заказы необходимо будет делать тогда, когда уровень запасов упадет ниже этой точки. Во время первого цикла повторного заказа, уровень запасов при дополнительном спросе падает настолько сильно по отношению к точке повторного заказа, что для восполнения дополнительного товарного запаса до 41 единицы размер повторного заказа (Q2) должен будет превышать ЭРЗ. Во время второго цикла неожиданно высокий уровень спроса ведет к истощению товарных запасов независимо от дополнительного запаса. Если сроки доставки постоянно варьируются, появляется необходимость в дополнительном запасе товаров, позволяющем контролировать дефицит продукции.
Смотрите также
Cтруктура предприятия
Моя
организация – малая , частная , строительная фирма “ЭОЛ-М”
организованная в 1995 году группой частных лиц , которые решили отделиться от
более крупной государственной организации . ...
Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного
окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней
среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При
этом важно п ...
Пути дальнейшего
развития малого бизнеса в республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что малый
бизнес, и особенно современное, во всех странах формируется и развивается при
действенном участии государства, его регулировании и поддержке.
Государственное р ...