Стоимость капитала акционеровМенеджмент: стратегия и тактика / Менеджмент: цели и задачи / Стоимость капитала акционеровСтраница 1
В настоящее время наиболее достойной целью «интеллигентного» бизнеса считается повышение стоимости акционерного капитала, что оправдано с юридической и моральной точек зрения, поскольку именно владельцы акций являются законными собственниками компании. Стоимость капитала акционеров компании повышается при выплате им высоких дивидендов, увеличении рыночной стоимости акций и назначении денежных выплат.
На практике это означает управление предприятием с целью получения реальных денежных средств, а не «бумажных» прибылей. Если цель компании состоит в повышение стоимости капитала акционеров, предприятию следует инвестировать средства только в тех случаях, если оно рассчитывает на прибыль большую, чем ее собственники получат при альтернативных вложениях. В этом случае, если некое подразделение компании представляет особую ценность для другой фирмы, оно тотчас продается, а полученные средства распределяются между акционерами.
Менеджмент, стремящийся максимально увеличить стоимость капитала акционеров, обычно реализует политику, в корне отличающейся от действий направленных на повышение текущей прибыли и рост компании. Исследования показали, что политика, ориентированная на повышение краткосрочной прибыли, нередко приводит к уменьшению стоимости капитала акционеров [7] . Кроме того, фондовый рынок относится крайне скептически к фирмам, стратегия которых строится на слияниях и поглощениях, поскольку стоимость акций покупателя в этих случаях обычно снижается.
Однако и стремление максимально увеличить стоимость акционерного капитала влечет за собой определенные проблемы, например, конфликт интересов между различными заинтересованными группами. Хотя благо акционеров — неплохой способ оценки основных приобретений и продаж, менеджмент фирмы вряд ли вспоминает об интересах собственников при принятии рабочих решений о назначении цены на продукцию, начале кампании по ее продвижению или повышении в должности сотрудников. Даже важнейшие решения о направлении инвестиций принимаются в значительной степени субъективно. Предприятие обычно планирует деятельность не более чем на пять лет вперед, однако оценить влияние денежных поступлений за этот период на стоимость акционерного капитала весьма затруднительно. Например, П. Марш, сравнивая стоимость акций компаний ICI и текущих дивидендов показал, что только 8% ее текущей рыночной капитализации относится на счет их величины; 29% определяется приведенной стоимостью дивидендов, ожидаемых в течение последующих пяти лет; а 50% — значением дивидендов, ожидаемых в течение 10 лет [8] . Таким образом, основная часть стоимости бизнеса — его будущие прибыли. К сожалению, достоверного способа оценки подобных показателей не существует. Практические трудности использования стратегии, направленной на увеличение стоимости акционерного капитала, определяют ориентацию предприятий на показатели прибыли.
Ориентация на повышение стоимости капитала акционеров затрудняет ведение конкурентной борьбы для фирм Великобритании и США, особенно в промышленно развитых регионах. Нормативная стоимость капитала[9], используемая при оценке инвестиционных дисконтированных денежных потоков, например, в Великобритании в прошлом была значительно выше, чем в Германии и Японии. В британских компаниях норматив прибыли, в соответствии с которым принималось решение об инвестировании, в два раза превышал величину доходов, на которые ориентировались конкуренты из других стран. Другими словами, для английского предприятия срок окупаемости инвестиций составлял 4 года, а для аналогичного японского — десять лет. Неудивительно, что фирмы, стремящиеся к максимальному увеличению стоимости акционерного капитала встречаются главным образов в «зрелых» отраслях промышленности и в сфере обслуживания, в которых долгосрочное инвестирование, исследования и разработки, а также длительность обучения персонала сведены к минимуму. В результате издержки общества заключаются в сокращении инвестиций в промышленность и высокотехнологичные отрасли, а значит снижаются темпы роста реальных доходов работников, повышается риск безработицы. Кроме того, в долгосрочном периоде повышается уязвимость менеджеров перед поглощениями, так как в промышленности стоимость акционерного капитала объединенной компании увеличивается при продаже бизнеса фирме-покупателю с низкой стоимостью капитала, либо планирующей резкое сокращение инвестиций. Пример того насколько опасной может быть ориентация на стоимость акционерного капитала — опыт компании Hanson Trust (см. (Практикум 1.3().
Практикум 1.3
Компания Hanson Trust Менеджмент Hanson Trust ориентировался на увеличение стоимости акционерного капитала. Стратегия роста компании была ориентирована на приобретение испытывающих трудности фирм, введение жесткого финансового управления и распоряжение свободными денежными средствами. Финансовая модель лорда Хэнсона была проста: задание жестких показателей по доходу на используемый капитал, бюджет без единого грамма «жирка» и четырехл
Смотрите также
Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей
потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не
удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...
Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие
изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими
и организационными проблемами столкнуться ме ...
Стратегии коммуникации
В этой главе мы рассмотрим вопросы успешных стратегий коммуникаций.
Поскольку они носят во многом специализированный или технический характер, для разработки
рекламных кампаний, мероприятий по про ...