Поиск и формулировка целейТайм-менеджмент / Целеполагание, планирование, исполнение / Поиск и формулировка целейСтраница 1
На приведенной ниже схеме отображены четыре основных способа поиска целей, которыми может воспользоваться для целеполага-ния как отдельный человек (в рамках «индивидуального» ТМ), так и менеджер (в рамках «ролевого» или «социального» ТМ):
Интуитивный поиск целей является наиболее распространенным житейским вариантом целеполагания. Весь способ поиска цели здесь заключается лишь во внимательном отношении к собственным догадкам и фиксации спонтанно возникающих «озарений» о том, что является целью. Разумеется, интуитивные догадки возникают не на пустом месте, они опираются на существующий в сознании прошлый опыт и знания, а само «озарение» есть результат функционирования довольно сложных интуитивных механизмов, оперирующих субъективными вероятностями. Подобное «озарение целью» обычно означает переход неосознаваемой потребности в осознаваемый мотив и его победу в борьбе мотивов за главенствующую позицию в мотива-ционной иерархии (см. раздел 4.5).
Метод «изобретения» целей больше всего подходит для поиска незначительных по масштабу краткосрочных целей. Этот метод можно охарактеризовать как экспериментальный, основанный на пробном достижении возможной цели в уменьшенном масштабе. Например, вы принимаете принципиальное решение о том, что свободное от работы время вашей жизни должно быть заполнено более активным отдыхом. При этом чем именно вы будете заниматься, в каком объеме и т. д. — неясно. В подобной ситуации лучший способ осуществить выбор между, например, бальными танцами и айкидо — это в течение короткого периода времени попробовать заниматься сначала, например, айкидо, а затем — танцами. То, что больше понравится (и окажется более эффективным способом отдыха), можно оставить как постоянное хобби.
Для поиска долгосрочных и масштабных целей лучше использовать метод «вычисления» целей, сущность которого заключается в подборе (или выборе) цели в соответствии с заранее сформулированными качественными и количественными критериями. В самом простом варианте метод напоминает процедуру экспертной оценки, когда варианты возможных целей оцениваются по ряду критериев; набрав -ший наибольшую сумму по всем критериям вариант и становится главной целью (пример использования метода с помощью построения матрицы «цели — ценности» см. в разделе 4.10).
Следует отметить, что метод «вычисления» в большей степени подходит для организационного целеполагания для постановки внешних, объективных целей. При организационном целеполагании обычно проще сформулировать четкие критерии «хорошей» цели, а при желании можно создать даже формализованную модель выбора цели, связывающую используемые критерии в единую систему. В большинстве ситуаций индивидуального целеполагания, когда речь идет о внутренних, субъективных целях, метод может просто не охватить всего многообразия критериев (зачастую плохо осознаваемых и не-формализуемых), в достаточной мере описывающих цель. То есть попытки «выбрать жениха по Гоголю», приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу.
Четвертым способом поиска целей является их выбор из уже известных, ранее существующих целей и их принятие (признание, предписание) в качестве «своих». Из разделов 4.4 и 4.5 мы знаем, что цель всегда является индивидуальной ценностью (в противном случае, если бы она не являлась ценностью, мы не стали бы стремиться к ее достижению), основанной на социальных ценностях. Именно поэтому любая цель имеет не только индивидуальный, но и социальный характер; даже если нам кажется, что мы стремимся к чему-либо уникальному, на деле оказывается, что «ничто не ново под Луной», и к достижению данной цели стремилась или стремится еще добрая половина человечества. Подобное положение дел дает нам возможность просто «заимствовать» любые существующие в обществе цели, которые кажутся нам привлекательными. Следует оговориться, что подобный способ поиска целей, основанный на копировании и подражании, вполне применим для индивидуального целеполагания, но является слабым вариантом для организационного целеполагания. Копирование целей (даже в измененном виде) для организации — тревожный симптом того, что она «плетется в хвосте» у конкурентов.
После того как привлекательная цель найдена, необходимо уточнить ее и сформулировать предельно тщательно. В психологическом консультировании и психотерапии хорошо известен феномен «мно-гослойности» цели, когда сначала цель формулируется в черновом варианте с помощью первых наиболее подходящих слов, «подвернувшихся под руку». Подобная формулировка обычно является поверхностной, упрощенной и, возможно, даже искажающей смысл существующего в сознании образа цели. Кроме того, такая первичная формулировка обычно страдает разного рода неточностями. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо провести поэтапное ее уточнение, пока не будет получена предельно точная и конкретная формулировка желаемого результата. (В психотерапии, например, в НЛП, такое поэтапное уточнение называется «спецификация результата».) Хорошо сформулированная цель будет, с одной стороны, содержать в себе конкретное описание результата, а с другой стороны, будет в большей степени соответствовать идеальному образу цели и лежащей в его основе потребности.
Смотрите также
Заключение
Анализ среды — это очень
важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий
внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и
установления связ ...
Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей
потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не
удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...
Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные
для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие
рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...