Целеполагание и процесс достижения целиТайм-менеджмент / Целеполагание, планирование, исполнение / Целеполагание и процесс достижения целиСтраница 1
Целеполагание — это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель вне деятельности просто не существует. В самом упрощенном виде психологическую структуру деятельности можно отобразить в виде следующей схемы:
Существует десять ключевых моментов, которые важны для понимания данной схемы:
1. В основе человеческой деятельности лежат потребности, которые не осознаются. Человек может чувствовать потребностное напряжение в форме смутного чувства дискомфорта, но часто не понимает источников и причин этого состояния. Потребность — объективная нужда в чем-либо. Потребности часто навязаны человеку, в том плане, что они существуют объективно, независимо от свободы воли человека (например, чтобы жить, человек должен дышать, принимать пищу и т. д.). В современной психологии нет общепринятой классификации потребностей, но в качестве примера здесь можно назвать модель А. Маслоу, выделяющего пять основных групп потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самоактуализации).
Обратите внимание, что на схеме «Потребности» изображены на сером фоне, то есть ниже уровня осознания.
2. Мотив обычно определяется как осознанная потребность. Но поскольку человек осознает множество потребностей, мало того, одну и ту же потребность он может осознавать по-разному, то целостная мо-тивационная система человека является весьма сложной, противоречивой и лишь частично осознаваемой. Мотивы иерархичны по своей субъективной значимости и могут конкурировать друг с другом (известный в психологии феномен борьбы мотивов). Самый значимый (победивший) и хорошо осознаваемый мотив и есть цель. В качестве компонента мотивации принято выделять мотивировки — сознательные доводы, объясняющие или обосновывающие значимость мотива.
На схеме «Мотивация» изображена на пересечении белой и серой зон, что указывает на частичную осознанность феномена.
3. Цель есть понимание того, что я хочу (опредмеченное желание). Цель есть идеальный образ, в котором реальность всегда искажена в большей или меньшей степени.
Цель как идеальный образ является сложным комплексным образованием, состоящим из доводов, формулировок, ожиданий, прогнозов, установок, эмоций, фантазий, идей, догадок и т. п. В современной науке цель понимается как рациональный и полностью сознательный феномен, но при этом нельзя забывать про эмоционально-образные «корни» цели, которые могут не осознаваться сами, но влияют на то, как именно будет осознаваться цель.
Обратите внимание, что изображенная на схеме вертикальная пунктирная стрелка обозначает своего рода «границу»: до нее мы имеем дело с неосознаваемыми процессами и средствами осознания цели, после этой границы собственно и начинается осознанный процесс целеполагания, а также непосредственное достижение цели.
4. При выборе цели используются внутренние механизмы вероятностного прогнозирования. В качестве цели обычно выбирается событие с высоким уровнем субъективной вероятности.
5. Цель как внутренний образ и субъективный прогноз ВСЕГДА расходятся с реальным результатом.
На схеме (столь понятной для деловых людей, активно «делающих деньги») образ цели символизирует денежная пачка, а результат — единственная купюра.
6. Образ цели обычно также включает в себя образ процесса ее достижения (характер и последовательность действий) и представление о ресурсах. Планирование — это сознательный анализ (прояснение) и письменная фиксация этапов достижения цели и требуемых ресурсов.
Смотрите также
Заключение
Анализ среды — это очень
важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий
внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и
установления связ ...
Mалый бизнес
Значительное место в
программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса,
в том числе малого. Те функции, которые выполняют малые предприятия в рыночной
эко ...
Проблемы российского бизнеса и способы их решения
Существует определенный набор проблем, с которыми рано или поздно сталкивается
любой владелец бизнеса. Подбор кадров, организация управления, контроль работников
– вот только некоторые из них. Сущ ...