Основные теории лидерстваОбщая теория менеджмента / Власть, влияние, лидерство, самоменеджмент и руководство / Основные теории лидерства
Лидер - ключевая фигура в управлении организацией, а лидерство - венец менеджмента!
Лидер организации - человек, эффективно осуществляющий формальное и/или неформальное руководство и лидерство, оказывающий влияние на отдельных исполнителей или на группы, направляя их усилия на достижение целей организации и выполнение ее миссии. Купите сухожаровой стерилизатор купить www.amedisin.ru.
Для реализации лидерства необходимо наличие соответствия между целями последователей и лидера.
Лидер в организации подобно актеру играет заранее определенную роль в каждой конкретной ситуации, но реализует в ней персональную интерпретацию. Каждая роль является лишь отдельно взятым аспектом целостного поведения. С понятием «роль» в менеджменте связаны теории экспектации (ролевых ожиданий, ролевых конфликтов, ролевой напряженности, межличностных отношений). В менеджменте роль - это комплекс образцов поведения, связанных с осуществлением определенной деятельности ее исполнителем, а также с другими ролями. Идеальную модель лидера - менеджера характеризует оптимальное сочетание различных ролей (см. рис. 7.1.).
Рис. 7.1. Классификация «ролей» лидера
Ученые - бихевиористы применяли три подхода к определению значимых трактовок эффективного лидера, на основе которых были разработаны следующие теории лидерства:
1. Подход с позиции личных качеств, так называемая, «теория великих людей»;
2. Поведенческий подход - концепция лидерского поведения;
3. Ситуационный подход.
Лидер, как правило, сталкивается с огромным разнообразием ситуаций, в которых приходится играть конкретную роль, иногда сразу несколько, однако, чаще всего доминирует одна определенная роль. Лидер в наибольшей степени реализует интеграцию целей организации.
Основные теории лидерства выделяют следующие условия успешной реализации ролей:
> все роли должны вынолняться во взаимосвязи и динамично;
> ролевая структура деятельности не должна быть дискретной: роли неотделимы друг от друга и обладают некоторым единством;
> любая из ролей должна находиться в развитии, постоянно видоизменяясь, динамично совершенствуясь.
Статус лидера и соответствующий стиль его поведения для обеспечения успешной деятельности организации определяется личностью, образованием, опытом, авторитетом, конкретными обстоятельствами, располагаемыми ресурсами, умением быть надеж-ным, убедигельным, ответственным организованным (многие ученые, например, Р. Стогдилл, Р. Манн, У. Беннис и др. отмечают более 40 лидерских качеств).
Лидер для повышения эффективности своей деятельности должен владеть самоменеджментом.
Смотрите также
Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных
отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически
самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью
предприяти ...
Компания, ориентированная на потребителей
Основная задача предприятия — удовлетворение нужд и потребностей
потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не
удается удовлетворить желания покупателей, оно обре ...
Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие
изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими
и организационными проблемами столкнуться ме ...