Организационно-распорядительные методы
Общая теория менеджмента / Методы менеджмента / Организационно-распорядительные методы
Страница 1

Главное не наказать, а заставить действовать.

А.П. Лукашин

Организационно-распорядительные методы менеджмента, по утверждению американских специалистов [16, С. 220-232] по основам менеджмента, зародились в Англии во время второй мировой войны. Группа ученых получила задание на решение сложных военных проблем, связанных с размещением сооружений гражданской обороны, огневых позиций, конвоя транспортных караванов. В 50-60-е гг. методологию обновили, преобразовав в ряд специфических методов, стали применять для решения проблем в разных ситуациях.

В связи с вышеизложенным, многие авторы отмечают следующие отличительные особенности методологии менеджмента:

1. Применение научного метода (см. рис. 4.4);

2. Системная ориентация;

3. Использование моделей. Рис. 4.4. Показатели научного метода в управлении и их взаимосвязь

Рис. 4.4. Показатели научного метода в управлении и их взаимосвязь

Как видно на рис. 4.4., научный подход состоит из трех этапов:

1. Наблюдение - сбор и анализ информации по проблеме и ситуации. Например, изучение зависимости между спросом на изделия и уровнем их запасов.

2. Формулирование гипотезы - выявление существенных альтернатив. Менеджер рассматривает варианты действий, их последствия для ситуации, делает прогноз, основанный на наблюдениях с целью установления взаимосвязи между компонентами проблемы. Если наблюдение свидетельствует, что запасы будут снижаться при росте спроса за месяц на 10%, то менеджер может ориентироваться на гипотезу, согласно которой прирост запасов на определенную величину предупредит их сокращение в аналогичной ситуации.

3. Верификация - подтверждение достоверности гипотезы, ее проверка посредством наблюдения за результатом применения организционно-распорядительных методов менеджмента.

Используя научный метод для решения проблем менеджмента, надо помнить, что любая, в том числе торговая организация -открытая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, поэтому второй особенностью научного подхода к управлению является систематизированная направленность, а третьей - моделирование -использование моделей.

Модель - представление системы, идеи или предмета в форме, отличной от формах целого. Упрощая реальность, она дает возможность увидеть и понять внутренние отношения, жизненные ситуации, к которым применяется.

Построение модели является процессом. Основные этапах этого процесса:

1. Постановка задачи - точное диагностирование проблемы, умение отличать симптомы от причин.

2. Построение модели - определение главной цели модели, необходимой информации, расходы, реакция исполнителей и конечных пользователей.

3. Проверка модели на достоверность - определение степени соответствия модели реальной ситуации, все ли существенные компо-ненты встроены в модель. Чем полнее модель отражает реальность, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи менеджеру в принятии оптимального решения, если модель не слишком сложна в использовании.

4. Применение модели - научить пользователя ее применять, объяснив, как модель функционирует, каковы ее потенциальные возможности и ограничения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно п ...

Стихийные бедствия
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут прино ...

Заключение
Анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связ ...