Организационно-распорядительные методыОбщая теория менеджмента / Методы менеджмента / Организационно-распорядительные методыСтраница 1
Главное не наказать, а заставить действовать.
А.П. Лукашин
Организационно-распорядительные методы менеджмента, по утверждению американских специалистов [16, С. 220-232] по основам менеджмента, зародились в Англии во время второй мировой войны. Группа ученых получила задание на решение сложных военных проблем, связанных с размещением сооружений гражданской обороны, огневых позиций, конвоя транспортных караванов. В 50-60-е гг. методологию обновили, преобразовав в ряд специфических методов, стали применять для решения проблем в разных ситуациях.
В связи с вышеизложенным, многие авторы отмечают следующие отличительные особенности методологии менеджмента:
1. Применение научного метода (см. рис. 4.4);
2. Системная ориентация;
3. Использование моделей.
Рис. 4.4. Показатели научного метода в управлении и их взаимосвязь
Как видно на рис. 4.4., научный подход состоит из трех этапов:
1. Наблюдение - сбор и анализ информации по проблеме и ситуации. Например, изучение зависимости между спросом на изделия и уровнем их запасов.
2. Формулирование гипотезы - выявление существенных альтернатив. Менеджер рассматривает варианты действий, их последствия для ситуации, делает прогноз, основанный на наблюдениях с целью установления взаимосвязи между компонентами проблемы. Если наблюдение свидетельствует, что запасы будут снижаться при росте спроса за месяц на 10%, то менеджер может ориентироваться на гипотезу, согласно которой прирост запасов на определенную величину предупредит их сокращение в аналогичной ситуации.
3. Верификация - подтверждение достоверности гипотезы, ее проверка посредством наблюдения за результатом применения организционно-распорядительных методов менеджмента.
Используя научный метод для решения проблем менеджмента, надо помнить, что любая, в том числе торговая организация -открытая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, поэтому второй особенностью научного подхода к управлению является систематизированная направленность, а третьей - моделирование -использование моделей.
Модель - представление системы, идеи или предмета в форме, отличной от формах целого. Упрощая реальность, она дает возможность увидеть и понять внутренние отношения, жизненные ситуации, к которым применяется.
Построение модели является процессом. Основные этапах этого процесса:
1. Постановка задачи - точное диагностирование проблемы, умение отличать симптомы от причин.
2. Построение модели - определение главной цели модели, необходимой информации, расходы, реакция исполнителей и конечных пользователей.
3. Проверка модели на достоверность - определение степени соответствия модели реальной ситуации, все ли существенные компо-ненты встроены в модель. Чем полнее модель отражает реальность, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи менеджеру в принятии оптимального решения, если модель не слишком сложна в использовании.
4. Применение модели - научить пользователя ее применять, объяснив, как модель функционирует, каковы ее потенциальные возможности и ограничения.
Смотрите также
Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного
окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней
среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При
этом важно п ...
PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или
связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний,
государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем
90-летнюю ...
Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие
изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими
и организационными проблемами столкнуться ме ...