МотивацияСтраница 2
1. Политических;
2. Нравственных идеалов;
3. Представления о перспективе в работе и жизни;
4. Достаточно сильных интересов к получению впечатлений от работы, искусства, спорта и т.д.;
5. Стремления к упорядочению жизни и быта, влечения к труду, творческой деятельности и т.п.;
6. Определенной потребности в пище, одежде, обуви, деньгах, книгах, различных предметах;
7. Достаточно сильных чувствах любви, признательности, страха, гнева, ярости, жалости и т.д.;
8. Строгих моральных убеждений в необходимости соответсг-вующим образом реагировать в определенных ситуациях;
9. Привычек, традиций, предрассудков в отношении к труду, другим работникам;
10. Подражания определенным манерам поведения, вкусам, моде на одежду, обувь и т.д.
В течение многих лет делаются попытки свести мотивацион-ные тенденции в определенные системы и на этой основе разрабатывать соответствующие теории. Наибольшее признание получили следующие мотивационные теории:
I. Гедоническая;
II. Психоаналитическая;
III. Драйвов (влечения);
IV. Условных рефлексов;
V. Иерархия потребностей Маслоу и теория ERG Альдерфера;
VI. Потребностей Мак-Клелланда;
VII. Двухфакторная Герцберга;
VIII. «X и У» МакГрегора;
IX. Ожиданий;
X. Справедливости;
XI. Модель Портера - Лоулера;
XII. Электронные мотивации.
Кратко рассмотрим некоторые теории мотивации.
I. Гедоническая мотивационная теория возникла в далекой древности в Греции, согласно этой теории человек стремится к максимизации удовольствия, наслаждения и к минимизации неудовольствия, дискомфорта, боли, страдания. Одним из разработчиков этой теории является американский психолог П. Юнг. Он доказывает, что удовольствие служит главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию поведения работников. По концепции П. Юнга детерминантой поведения выступает следующая за поведением эмоция. Если эта эмоция будет позитивной, действие повторится, если - негативной - застопорится. Другие сторонники гедонической теории считают, что эмоциональные ощущения воспринимаются как удовольствие лишь до определенного уровня. Затем наступает перенасыщение и это же ощущение воспринимается как неудовольствие.
В последнее время гедоническая теория получила название «двухразмерной» в связи с выделением двух существенных факторов:
1. Уровня стимуляции:
2. Гедонического тона, который имеет отношение к субъективному удовольствию.
Изучение и понимание мотивационной деятельности играет огромную роль в исследованиях управления организацией. Необходимо обнаружить скрытые поведенческие структуры, познать, каким образом развиваются психологические факторы, обусловленные личност-ными проблемами. Одно дело - изучить фактическое поведение работников и гораздо труднее - понять, почему иногда ведут себя так: человек не всегда может и хочет объяснить своё поведение.
II. Психоаналитическая мотивационная теория создана и разработана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.
Она представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Его теория основана на признании существования определенных психологических сил, которые формируют поведение человека и не всегда им осознаются. Это можно интерпретировать как ответную реакцию на действия различных стимулов.
Он утверждал, что движущими силами человеческого поведения являются инстинкты:
1. Эроса - инстинкта жизни;
2. Тонатоса - инстинкта агрессии, разрушения, смерти.
Фрейд считал, что человечество ещё не достигло владения в полной мере тайнами эроса и тонатоса и задача грядущих поколений -познание и управление этими инстинктами. Инстинкт по Фрейду имеет 4 основных параметра: источник, цель, объект и стимул.
Психоаналитическая теория рассматривает человека, как единство трех структурных компонентов:
1. «Эго» (Я) сознание себя, личная определённость;
2. «Ид» (Оно) - резервуар инстинктов и импульсов
3. «Суперэго» - моральные аспекты поведения человека, окружающие личность - бессознательно.
Схематично структура личности по Фрейду выглядит в виде айсберга, над водной поверхностью находится лишь «Эго» - это примерно одна шестая часть.
В психоаналитической теории нашли выражение:
• сильная приверженность положениям и принципам детерминизма, иррациональности, неизменяемости, гомеостаза и познаваемости;
• умеренно выраженная приверженность положениям холизма;
• незначительная приверженность принципу субъективности.
Смотрите также
Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация
компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно
в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...
Заключение
Анализ среды — это очень
важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий
внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и
установления связ ...
Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие
изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими
и организационными проблемами столкнуться ме ...