Виды организационных структур управления и принципы проектирования структуры
управления организациейОбщая теория менеджмента / Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм / Виды организационных структур управления и принципы проектирования структуры
управления организациейСтраница 1
Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с миссией, целями, другими функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках определенного вида ОСУ осуществляется менеджмент (от движения информационных потоков до принятия управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней. ОСУ сравнивают с каркасом здания системы менеджмента, построенным для того, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись качественно и своевременно. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между работниками и организационными подразделениями, специализация будет неэффективна. Делегирование полномочий - основной процесс, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения персонала в организации.
Делегирование - передача видов деятельности и полномочий ис-полнигелю, который берет на себя ответсхвенносхъ за их выполнение.
Ответственность - это обязательство решать конкретные задачи и отвечать за их, как минимум, удовлетворигельное выполнение. Объем ответственности - одна из причин высоких должностных окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными организациями.
Делегирование реализуется только в случае осознанного принятия полномочий, а собственно ответственность не может быть делегирована.
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на решение определенных задач.
Полномочия делегируются должности, а не персонально лицу, которое занимает эту должность в данный момент. Если работник меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Полномочия всегда ограничены (см. рис. 3.3.).
Большая часть полномочий менеджера определяется традициями, нравами, культурными стереотипами, обычаями коллектива, работающего в организации.
Полномочия, переданные исполнителям, имеющим право распоряжаться, называют линейными полномочиями.
1 - подчиненный соглашается с требованием
2 - подчиненный отклоняет требование
Рис. 3.3. Концепция принятия организационных полномочий [16, С 311 с некоторыми изменениями автора]
Формальные полномочия часто нарушаются вследствие власти и деятельности неформальных групп. Наиболее эффективным результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд по принципу единоначалия - исполнитель должен получать непосредственные распоряжения только от одного руководителя и отвечать только перед ним.
Специалисты и авторы зарубежного экономического учебника по основам менеджмента считают, что организация работ - это функция, которую должны осуществлять все руководители независимо от их ранга, а решение о выборе ОСУ организации в целом почти всегда должны принимать руководители высшего звена.
Этапах проектирования ОСУ и их последовательность следующие:
1. Осуществить деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующее важнейшем направлениям деятельности по реализации стратегии. Решить, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие - штабными.
2. Установить соотношения полномочий различных должностей. Руководители среднего и низового звеньев представляют необходимую информацию, устанавливают цепь команд, руководят более мелкими подразделениями, чтобы более эффективно применять специализацию и избегать перегрузки высшего руководства.
3. Определить должностные обязанности как совокупность задач и функций и поручить их выполнение конкретным исполнителям.
Появившаяся в результате разработки ОСУ - не застывшая форма, подобная каркасу здания, а «бесконечный» процесс изменений в структуре и ее совершенствования. Организационные изменения встречают наибольшее сопротивление со стороны сотрудников вследствие не верной последовательности действий. Чтобы учесть и отразить происходящие изменения в стратегических и оперативных планах организации, руководители используют различные системы департаментализации, например, функциональную.
Смотрите также
Заключение
Анализ среды — это очень
важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий
внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и
установления связ ...
Mалый бизнес
Значительное место в
программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса,
в том числе малого. Те функции, которые выполняют малые предприятия в рыночной
эко ...
Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников
(фандрейзинг)
Упоминавшаяся проблема «сшивания»
бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере
представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения.
Речь идет о технологи ...