Стратегическое управление организациейОбщая теория менеджмента / Организация как система управления / Стратегическое управление организациейСтраница 1
Стратегия организации - это генеральный план дейсгвий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность действий по достижению стратегических целей организации. Главная задача стратегии - перевод организации из положения данного момента в будущее положение, желаемое руководством.
Возрастание конкуренции за экономические ресурсы, глобализация бизнеса; стремительное развитие компьютерных технологий, дающее возможность мгновенно передавать и получать информацию; изменение роли трудовых ресурсов - все это привело к существенному возрастанию значения стратегического управления в нашей стране.
Стратегическое управление2 в соответствии с избранным объектом может быть:
корпоративным - стратегия организации в целом;
бизнес-стратегическим - стратегия отдельного стратегического подразделения организации;
функционально-стратегическим - стратегия функциональной зоны организации.
Предметом стратегического управления является решение следующих основных проблем, связанных с:
* генеральным на будущее повышением эффективности ее деятельности;
* приобретением нового для организации технологического оборудования, приглашением более квалифицированных специалистов и т.п.;
* неконгролируемыми внешними факторами, главным образом, фонового окружения.
Специалисты в нашей стране в настоящее время выделяют два направления развития стратегического управления организацией:
1. «Регулярное стратегическое управление» - развитие стратегического планирования, включающее подсистему анализа и планирования стратегии и подсистему реализации стратегии;
Рис. 2.8. Схема концепции базовых и альтернативных стратегий управления организацией
Американские ученые Э. Петерсон и Э. Плоумен - авторы известной книги «Организация бизнеса и менеджмент» связывают стратегическое управление с дальнейшей специализацией менеджмента и выделяют 6 основных его видов:
1. Правигельство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя термин «менеджмент» они не употребляют).
2. Государственный менеджмент (способный действовать широко и мудро, в масштабах всего государства).
3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).
4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.
5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).
6. Менеджмент в государственной собственносги (специальный вид «бизнес-менеджмента»).
Однако Питер Ф. Дракер выступает против расширительного толкования понятия «менеджмент», считая, что его следует применять только к организации, выпускающей продукцию или оказывающей различные виды услуг.
Стратегическое управление широко применяют американские корпорации, начиная с 80-х гг. XX в. Стратегическое управление требует создания специальной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений корпораций, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий, имеющую общих конкурентов. Число СХЦ в корпорации, как правило, существенно меньше числа производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор вида деятельности. СХЦ отвечает за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт. Важнейшей составной частью работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, позволяет установить обоснованные приоритеты распределения как правило ограниченных ресурсов и создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
Смотрите также
Анализ непосредственного окружения
Изучение непосредственного
окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней
среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При
этом важно п ...
Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
Кем и как создаются
организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных
процессов? Очевидно, что существенную роль в этом играют усилия государства.
Чем более зрелыми и ...
Маркетинг в XXI веке
В последней главе мы рассмотрим два вопроса. Во-первых, какие
изменения произойдут в ближайшем будущем в философии маркетинга? С какими стратегическими
и организационными проблемами столкнуться ме ...