Практикум
Страница 2

- «синтетические» - управление рассматривалось как многоплановое, комплексное, изменяющееся явление, связанное разнообразными функциональными и корреляционными связями с внутренней средой, деловым и фоновым окружением.

К «одномерным» учениям относят:

- научное управление (Ф.Тейлор и др.);

- бихевиористские учения (Э. Майо, А. Маслоу и др.);

- организационные теории (А. Файоль, М. Вебер и др.).

Ф. Тейлор впервые сформулировал и опубликовал принципы менеджмента:

1. Научный подход к выполнению каждого элемента работах (движений, времени и т.д.);

2. Научный подход к привлечению, подбору, отбору, обучению, тренировке рабочего, оплате его труда и т.д.;

3. Кооперация менеджеров с рабочими;

4. Разделение ответственности за результат работы между менеджерами и рабочими, поддержанием дружеских отношений между ними.

Продолжил и развил идеи Ф. Тейлора француз А. Файоль, проживший 84 года и 58 лет проработавший в компании по переработке угля и железной руды. Он выделил менеджмент как особый вид деятельности с 5-ю обязательными функциями (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль). Рассматривая организацию как единое целое, он сформулировал шесть направлений деятельности, которые разными переводчиками на русский язык переводятся не всегда одинаково:

- техническая деятельность (производство);

- коммерческая деятельность (закупки, продажи, обмен);

- финансовая деятельность (поиск и оптимальный расход капитала);

- деятельность безопасности (защита собственности людей);

- эккаунтинг (деятельность по учету, статистике, анализу);

- администрирование (14 принципов менеджмента).

«Синтетические» учения - ориентированных, прежде всего, на системный подход. Самым выдающимся теоретиком этого подхода и вообще современного менеджмента считают Питера Дракера, который разработал концепцию управления по целям, предложил теорию самоуправляющегося трудового коллектива.

Томас Питерс и Роберт Уотерман в книге «В поисках эффективного управления», а также Ричард Паскаль и Энтони Атос в книге «Искусство японского управления: пособие для американских управ-ляющдх» пришли к выводу, что эффективная организация создается на основании семи компонентов, по-английски начинающихся на «S»: стратегия, структура, система, штат, стиль, квалификация, разделение ценностей. Эта концепция получила название «7-S».

К «синтетическим» учениям относят и ситуационный подход

- необходимость учитывать конкретные ситуации. Искусство менеджера понять ситуацию, раскрыть ее характеристики, выбрать соответствующее управление.

Однако, американский профессор Уильям Оучи в 1981 г. выдвинув теорию «z», сделал попытку отказа от ситуационного подхода в пользу обобщенного описания менеджмента, акцентируя внимание на управлении людьми: долгосрочный наем; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров, их умеренное продвижение по службе; неопределенный, неформальный контроль четкими, формализованными методами; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках. Его идеи очень близки японской модели менеджмента.

Таковы краткие характеристики основных теоретических школ менеджмента.

Практический менеджмент насчихывает пять этапов: религиозно-коммерческий, светско-административный, производственно-строительный, профессионального управления, рациональной бюрократии.

Особенность российского менеджмента заключается в переходе от элементарных моделей («Здравого смысла», «Западной культуры», «Традиционных (Советских) методов управления») к специализации управления. Разработке многих видов менеджмента, например, кадрового, производственного, социального, инновационного, инвестиционного, информационного, стратегического, финансового, антикризисного и др.

Инициатором создания в России научной организации труда был Алексей Капитонович Гастев, сформулировавший 16 правил по научной организации труда. Он был специалистом в области экономики, социологии, социальной инженерии, кибернетики, общей теории систем.

Современный менеджер и его креативное образование необходимы в России в настоящее время, так как чем больше творческих высококачественных специалистов, тем в большей степени они зависят от организации. Например, в США 90% людей, имеющих образование выше средне-школьного, проводят всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зараба-тывать себе на жизнь вне организаций [16, с.39],

Оформление по стандарту

Задания по теме 1 включают:

1.1. Контрольные вопросы по теме 1-10 шт.

1.2. Дискуссионные вопросы по теме 1 - 8 шт.

1.3. Учебные ситуации по теме 1 - 3 шт.

Контрольные вопросы по теме 1

• Постановка задания

Контрольные вопросы по теме 1 размещены в СДО Кампус в форуме «Контрольные вопросы по теме 1».

• Требования по оформлению результатов

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...

Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг)
Упоминавшаяся проблема «сшивания» бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения. Речь идет о технологи ...

Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприяти ...