ПрактикумОбщая теория менеджмента / Эволюция концепций менеджмента / ПрактикумСтраница 2
- «синтетические» - управление рассматривалось как многоплановое, комплексное, изменяющееся явление, связанное разнообразными функциональными и корреляционными связями с внутренней средой, деловым и фоновым окружением.
К «одномерным» учениям относят:
- научное управление (Ф.Тейлор и др.);
- бихевиористские учения (Э. Майо, А. Маслоу и др.);
- организационные теории (А. Файоль, М. Вебер и др.).
Ф. Тейлор впервые сформулировал и опубликовал принципы менеджмента:
1. Научный подход к выполнению каждого элемента работах (движений, времени и т.д.);
2. Научный подход к привлечению, подбору, отбору, обучению, тренировке рабочего, оплате его труда и т.д.;
3. Кооперация менеджеров с рабочими;
4. Разделение ответственности за результат работы между менеджерами и рабочими, поддержанием дружеских отношений между ними.
Продолжил и развил идеи Ф. Тейлора француз А. Файоль, проживший 84 года и 58 лет проработавший в компании по переработке угля и железной руды. Он выделил менеджмент как особый вид деятельности с 5-ю обязательными функциями (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль). Рассматривая организацию как единое целое, он сформулировал шесть направлений деятельности, которые разными переводчиками на русский язык переводятся не всегда одинаково:
- техническая деятельность (производство);
- коммерческая деятельность (закупки, продажи, обмен);
- финансовая деятельность (поиск и оптимальный расход капитала);
- деятельность безопасности (защита собственности людей);
- эккаунтинг (деятельность по учету, статистике, анализу);
- администрирование (14 принципов менеджмента).
«Синтетические» учения - ориентированных, прежде всего, на системный подход. Самым выдающимся теоретиком этого подхода и вообще современного менеджмента считают Питера Дракера, который разработал концепцию управления по целям, предложил теорию самоуправляющегося трудового коллектива.
Томас Питерс и Роберт Уотерман в книге «В поисках эффективного управления», а также Ричард Паскаль и Энтони Атос в книге «Искусство японского управления: пособие для американских управ-ляющдх» пришли к выводу, что эффективная организация создается на основании семи компонентов, по-английски начинающихся на «S»: стратегия, структура, система, штат, стиль, квалификация, разделение ценностей. Эта концепция получила название «7-S».
К «синтетическим» учениям относят и ситуационный подход
- необходимость учитывать конкретные ситуации. Искусство менеджера понять ситуацию, раскрыть ее характеристики, выбрать соответствующее управление.
Однако, американский профессор Уильям Оучи в 1981 г. выдвинув теорию «z», сделал попытку отказа от ситуационного подхода в пользу обобщенного описания менеджмента, акцентируя внимание на управлении людьми: долгосрочный наем; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров, их умеренное продвижение по службе; неопределенный, неформальный контроль четкими, формализованными методами; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках. Его идеи очень близки японской модели менеджмента.
Таковы краткие характеристики основных теоретических школ менеджмента.
Практический менеджмент насчихывает пять этапов: религиозно-коммерческий, светско-административный, производственно-строительный, профессионального управления, рациональной бюрократии.
Особенность российского менеджмента заключается в переходе от элементарных моделей («Здравого смысла», «Западной культуры», «Традиционных (Советских) методов управления») к специализации управления. Разработке многих видов менеджмента, например, кадрового, производственного, социального, инновационного, инвестиционного, информационного, стратегического, финансового, антикризисного и др.
Инициатором создания в России научной организации труда был Алексей Капитонович Гастев, сформулировавший 16 правил по научной организации труда. Он был специалистом в области экономики, социологии, социальной инженерии, кибернетики, общей теории систем.
Современный менеджер и его креативное образование необходимы в России в настоящее время, так как чем больше творческих высококачественных специалистов, тем в большей степени они зависят от организации. Например, в США 90% людей, имеющих образование выше средне-школьного, проводят всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зараба-тывать себе на жизнь вне организаций [16, с.39],
Оформление по стандарту
Задания по теме 1 включают:
1.1. Контрольные вопросы по теме 1-10 шт.
1.2. Дискуссионные вопросы по теме 1 - 8 шт.
1.3. Учебные ситуации по теме 1 - 3 шт.
Контрольные вопросы по теме 1
• Постановка задания
Контрольные вопросы по теме 1 размещены в СДО Кампус в форуме «Контрольные вопросы по теме 1».
• Требования по оформлению результатов
Смотрите также
Движущие силы рынка и конкурентные стратегии
В этой главе рассматриваются две взаимосвязанные, весьма важные
для разработки маркетинговых стратегий проблемы. Во-первых, исследуется развитие
рынков во времени — фазы формирования, роста, зрело ...
Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников
(фандрейзинг)
Упоминавшаяся проблема «сшивания»
бюджетных денег со средствами из других источников применительно к сфере
представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения.
Речь идет о технологи ...
Автоматизация управленческого учета
В условиях развивающихся рыночных
отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически
самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью
предприяти ...