Проблемы
развития малого бизнеса в Республике БеларусьМенеджмент и управление / Mалый бизнес / Особенности развития малого бизнеса в
республике Беларусь / Проблемы
развития малого бизнеса в Республике БеларусьСтраница 1
По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые предприятия являются работодателями для более чем 50% трудового населения всего мира и при этом наиболее динамично создают новые рабочие места. Кроме того, объемы производства в сфере малого предпринимательства в разных государствах составляют от 50% до 70% ВВП. Эти данные говорят о том, что в нашей республике государственное регулирование предпринимательского сектора не в полной мере отвечает современным требованиям, что порождает так называемые административные ограничения.
Высокий уровень административных барьеров в Беларуси во многом обусловлен тем, что практически до настоящего времени этой проблеме не придавалось должного внимания. Высокие административные барьеры сдерживают развитие субъектов предпринимательства, что не может не сказаться негативно на положении экономики в целом, поскольку малый бизнес производит значительную часть ВВП, формирует республиканский и местный бюджеты, создает рабочие места. Это ведет к значительным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством ВВП, потерям государственного бюджета из-за неэффективного использования ресурсов. Кроме того, ограничения не решают проблем, связанных с наведением порядка, затрудняют использование более эффективных методов государственного регулирования. Но самое главное - административные ограничения создают благоприятную почву для развития коррупции в среде государственных служащих, что способствует значительному росту доли теневой экономики в ВВП [17, с. 85].
Специалистами московского представительства Института экономического развития Всемирного банка теневая экономика трактуется как скрытая экономическая деятельность, которая не отражается в налоговой декларации и официальной статистике. Основными условиями возникновения теневой экономики являются, с одной стороны, жесткость законов, а с другой - невозможность государства обеспечить их безусловное выполнение; причинами распространения – несоответствие институционных рамок местным условиям, новым формам производственной и социальной организации (кризисные явления в экономике, процесс приватизации, административные барьеры, несовершенство законодательной базы, нацеленность государства на максимизацию налогового дохода, низкий уровень жизни населения, дифференциация доходов, слабая информированность, стереотипы сознания, мотивация поведения, изменение морально-этических принципов и т.д.). В странах с переходной экономикой теневая сфера достигает значительных размеров ввиду отсутствия системы контроля за государственными органами власти.
Примеров неэффективности государственного регулирования развития предпринимательства в нашей стране более чем достаточно. Чтобы сохранить статус физического лица, индивидуальный предприниматель по закону не может иметь свыше трех наемных работников. Если это условие нарушается, он должен перерегистрироваться как юридическое лицо, что влечет за собой целый спектр дополнительных обязанностей перед контролирующими и налоговыми органами, и это предпринимателю крайне невыгодно. В этой ситуации многие индивидуальные предприниматели оформляют трудовые отношения с тремя работниками и официально выплачивают им минимально допустимую заработную плату с последующей уплатой налогов и отчислений в фонды социальной защиты. Вторая часть их зарплаты, как и зарплата официально не оформленным работникам, выплачивается наличными, но уже без уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Люди чувствуют свою социальную незащищенность и бесправность, и чтобы как-то компенсировать свои потери, по мере возможностей воруют. На этой почве и «расцветает букет» социальных аспектов причин распространения теневой экономики [20, с. 21].
Недостаточная эффективность государственного воздействия отрицательно сказывается на географическом ракурсе предпринимательства. В настоящее время отмечается неравномерность распределения предпринимателей по регионам страны. Более половины малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (57,6 % общей численности) сосредоточены в Минске. По областям количество субъектов предпринимательства характеризуется следующими показателями: Брестская область- 1866 предприятий (6,4%), Витебская - 2225 (7,7 %), Гомельская - 2 375 (8,2 %), Гродненская - 1 816 (6,3 %), Минская – 3 030 (10,4%), Могилевская – 2 019 (6,9%) [23]. Большинство малых предприятий сосредоточено в областных центрах, меньше - в районных городах, а в сельской местности они практически отсутствуют. Функционирующие в регионах Беларуси малые предприятия характеризуются невысокими показателями как по числу занятых, так и по объемам продукции и услуг.
Такой перекос в социальном и экономическом развитии города и села самым отрицательным образом влияет на благосостояние нашего общества в целом. Проблема эта многогранна и затрагивает все сферы жизни Беларуси: политическую, социальную, экономическую, и решать ее необходимо, основываясь на методологии системного подхода, которая предполагает выделение такого компонента системы, развитие которого повлечет за собой позитивные сдвиги во всех остальных элементах системы. В первую очередь, следует акцентировать внимание на сложностях психологического порядка. Формирование реальных рыночных отношений в Беларуси осложняется неподготовленностью большинства населения к работе и жизни в соответствующих условиях. Наш народ в большинстве своем ориентирован на первостепенную ценность государства и надеется на проявление заботы о своем благосостоянии с его стороны. Взгляды и представления, которые складывались у населения в течение нескольких десятков лет, не могут быстро поменяться. Поэтому наиболее важным аспектом развития рыночных отношений является формирование психологии предпринимательства. Эта работа может осуществляться разными способами, но самым цивилизованным и действенным является профессиональная подготовка предпринимателей в регионах страны. Только профессионально подготовленный предприниматель с высоким уровнем эрудиции и широким кругозором способен грамотно и эффективно вести свое дело с использованием новейших технологий и инновационных проектов.
Смотрите также
Mалый бизнес
Значительное место в
программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса,
в том числе малого. Те функции, которые выполняют малые предприятия в рыночной
эко ...
Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация
компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно
в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...
Заключение
Анализ среды — это очень
важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий
внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и
установления связ ...