Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Страница 1

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые предприятия являются работодателями для более чем 50% трудового населения всего мира и при этом наиболее дина­мично создают новые рабочие места. Кроме того, объемы производства в сфере малого предпринимательства в разных государствах составляют от 50% до 70% ВВП. Эти данные говорят о том, что в нашей республике государственное регу­лирование предпринимательского сектора не в полной мере отвечает современным требованиям, что порождает так назы­ваемые административные ограничения.

Высокий уровень административных барьеров в Беларуси во многом обусловлен тем, что практи­чески до настоящего времени этой проблеме не придавалось должного внимания. Высокие ад­министративные барьеры сдерживают развитие субъектов предпринимательства, что не может не сказаться негативно на положении экономики в целом, поскольку малый бизнес производит зна­чительную часть ВВП, формирует республиканский и местный бюджеты, создает рабочие места. Это ведет к значительным экономическим потерям общества, как прямым, выражающим­ся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизвод­ством ВВП, потерям государственного бюджета из-за неэффективного использования ресурсов. Кроме того, ограни­чения не решают проблем, связанных с наведением порядка, затрудняют использование более эффективных методов госу­дарственного регулирования. Но самое главное - администра­тивные ограничения создают благоприятную почву для развития коррупции в среде государственных служащих, что способс­твует значительному росту доли теневой экономики в ВВП [17, с. 85].

Специалистами московского представитель­ства Института экономического развития Всемир­ного банка теневая экономика трактуется как скрытая экономическая деятельность, которая не отражается в налоговой декларации и официальной статистике. Основными условиями возникновения теневой экономики являются, с одной стороны, жесткость законов, а с другой - невозможность государства обеспечить их безусловное выполне­ние; причинами распространения – несоответствие институционных рамок местным условиям, новым формам производственной и социальной организации (кризисные яв­ления в экономике, процесс приватизации, административные барьеры, несовершенство законодательной базы, нацеленность государства на максимизацию налогового дохода, низкий уровень жизни населения, дифференциация доходов, слабая информированность, стереотипы сознания, мотивация поведения, изменение морально-этических принципов и т.д.). В странах с переходной экономикой теневая сфера достигает значительных размеров ввиду отсутствия системы контроля за государственными органами власти.

Примеров неэффективности государственного регулиро­вания развития предпринимательства в нашей стране более чем достаточно. Чтобы сохранить статус физического лица, индивидуальный предприниматель по закону не мо­жет иметь свыше трех наемных работников. Если это условие нарушается, он должен перерегистри­роваться как юридическое лицо, что влечет за собой целый спектр дополнительных обязанностей перед контролирующими и налоговыми органами, и это предпринимателю крайне невыгодно. В этой ситуации многие индивидуальные предприниматели оформляют трудовые отношения с тремя работниками и официально выплачивают им минимально допустимую заработную плату с последующей уплатой налогов и отчислений в фонды со­циальной защиты. Вторая часть их зарплаты, как и зарплата официально не оформленным работникам, выплачивается наличными, но уже без уплаты налогов и отчислений в со­циальные фонды. Люди чувствуют свою социальную неза­щищенность и бесправность, и чтобы как-то компенсировать свои потери, по мере возможностей воруют. На этой почве и «расцветает букет» социальных аспектов причин распро­странения теневой экономики [20, с. 21].

Недостаточная эффективность государственного воздейс­твия отрицательно сказывается на географическом ракурсе предпринимательства. В настоящее время отмечается неравно­мерность распределения предпринимателей по регионам стра­ны. Более половины малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (57,6 % общей численности) сосредоточены в Минске. По областям количество субъектов предпринима­тельства характеризуется следующими показателями: Брест­ская область- 1866 предприятий (6,4%), Витебская - 2225 (7,7 %), Гомельская - 2 375 (8,2 %), Гродненская - 1 816 (6,3 %), Минская – 3 030 (10,4%), Могилевская – 2 019 (6,9%) [23]. Боль­шинство малых предприятий сосредоточено в областных цен­трах, меньше - в районных городах, а в сельской местности они практически отсутствуют. Функционирующие в регионах Беларуси малые предприятия характеризуются невысокими показателями как по числу занятых, так и по объемам про­дукции и услуг.

Такой перекос в социальном и экономическом развитии города и села самым отрицательным образом влияет на благо­состояние нашего общества в целом. Проблема эта многогранна и затрагивает все сферы жизни Беларуси: политическую, со­циальную, экономическую, и решать ее необходимо, основы­ваясь на методологии системного подхода, которая предполагает выделение такого компонента системы, развитие которого повлечет за собой позитивные сдвиги во всех остальных эле­ментах системы. В первую очередь, следует акцентировать внимание на сложностях психологического порядка. Формирование реальных рыночных отношений в Беларуси осложняется неподготовленностью большинства населения к работе и жизни в соот­ветствующих условиях. Наш народ в большинстве своем ориентирован на первостепенную ценность государства и надеется на проявление заботы о своем благосостоянии с его стороны. Взгляды и представ­ления, которые складывались у населения в течение нескольких десятков лет, не могут быстро поменяться. Поэтому наиболее важным аспектом развития рыночных отношений является формирование психологии предпринимательства. Эта работа может осуществляться разными способами, но самым цивилизованным и действенным является профессиональная подготовка предпринимателей в регионах страны. Только профессионально подготовленный предприниматель с высоким уровнем эрудиции и широким кругозором способен грамотно и эффективно вести свое дело с использованием новейших технологий и инновационных проектов.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Mалый бизнес
Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого. Те функции, которые вы­полняют малые предприятия в рыночной эко ...

Стратегическое рыночное планирование
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет ...

Заключение
Анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связ ...