Преимущества и недостатки малого бизнесаМенеджмент и управление / Mалый бизнес / Теоретические
основы развития малого бизнеса / Преимущества и недостатки малого бизнесаСтраница 1
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования к кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в странах с рыночной экономикой особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую деятельность:
1) ориентация производителя в основном на местный рынок;
2) поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест;
3) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям;
4) небольшой первоначальный объем инвестиций [13, с. 23].
У предприятий малого бизнеса меньшие сроки создания и регистрации предприятия, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания ручного и машинного труда.
Но, обладая указанными преимуществами, малые предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров. Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.
Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетентность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.
Перечислим некоторые положительные свойства малого бизнеса.
1. Независимость действий. Предприниматель никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю.
2. Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что позволяет быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей).
3. Адаптация к особенностям местных условий. Предприниматель идеально организован и приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
4. Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупными корпорациями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование низкие управленческие расходы).
5. Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.
6. Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела идут успешно, он всегда может выгодно продать дело в случае необходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.
Смотрите также
PR-технологии методы, механизмы и инструментарий
Паблик Рилейшнз, или
связи с общественностью, - становятся все более значимой сферой российских компаний,
государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем
90-летнюю ...
Анализ макроокружения и его
классификация
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней
среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера,
применительного к отдельно взятой организации. ...
Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности кредитов и займов
Пункт 1 ПБУ 15/2008 очерчивает круг вопросов, подпадающих под действие его норм. Согласно ПБУ 15/2008, оно устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности инфор ...